Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад №16 "Петушок"

Основная общеобразовательная программа на 2014-2015 учебный год введение, целевой раздел

 1653bbdec73a472b8339934ec44083c1.jpg

СОДЕРЖАНИЕ


№ Наименование разделов


Введение

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка Программы обязательной и вариативной части

1.2. Планируемые результаты освоения Программы в обязательной и вариативной части

2. Содержательный раздел

2.1. Содержание образования по пяти образовательным областям и вариативной части

2.2. Формы, способы, методы и средства реализации Программы образовательной и вариативной части

2.3. Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей

3. Организационный раздел

3.1. Режим дня всех групп

3.2. Модель воспитательно-образовательного процесса и вариативной части

3.3 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

3.4. Описание материально-технического обеспечения Программы: обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

4. Дополнительный раздел

4.1 Презентация Программы

ВВЕДЕНИЕ

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения центр развития ребенка – детский сад № 16 «Петушок» (далее – МАДОУ ЦРР – д/с № 16 «Петушок») определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольной образовательной организации и реализуется на государственном языке Российской Федерации. Является Программой психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования. Программа обеспечивает развитие личности детей в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей, направлена на решение задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: 

- обеспечение выполнения требований федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования в организации образовательного процесса, ориентированного на достижение ребенком целевых ориентиров дошкольного образования;

- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Приказом заведующего МАДОУ ЦРР – д/с № 16 «Петушок» от 30.01.2014 года № 18/1 создана творческая группа педагогов по формированию примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – Программа) в составе: И.В.Колесникова, учитель-логопед, старший воспитатель, Т.М.Осипова, воспитатель, З.С.Карапетян, воспитатель, Н.Ю.Риттер, воспитатель, И.А.Бачманова, старшая медицинская сестра.

Нормативно-правовые документы, используемые при составлении Программы:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.

2. Конвенция ООН о правах ребенка.

3. Закон Российской Федерации от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.

4. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ.

5. Закон Краснодарского края «Об образовании в Краснодарском крае» от 16.07.2013 года № 2770-КЗ.

6. Закон Российской Федерации от 06.10.2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

7. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 года № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной  

8. деятельности по основной образовательной программе – основной программе дошкольного образования».

9. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

10. Письмо Минобрнауки России от 28.02.2014 года «Комментарии к ФГОС дошкольного образования», письмо Министерства образования и науки Краснодарского края от 20.03.2014 года «О комментариях к ФГОС ДО».

11. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

12. Устав МАДОУ ЦРР – д/с № 16 «Петушок» от 14 декабря 2009 года № 1343.

13. Приказ управления образованием администрации муниципального образования Тбилисский район от 27.12.2013 года № 899 «Об утверждении Положения об оказании платных дополнительных образовательных услуг».

14. Договор с учредителем.

15. Договор между МАДОУ ЦРР – д/с № 16 «Петушок» и родителями (законными представителями) воспитанников.

16. Лицензия на образовательную деятельность от 02.05.2012 года № 03933, выданная Департаментом образования и науки Краснодарского края.

17. Лицензия на осуществление медицинской деятельности по: сестринскому делу в педиатрии от 01.08.2008 года № ЛО-23-01-000351.

18. Лицензия на медицинскую деятельность, при осуществлении доврачебной помощи по: физиотерапии от 16.07.2010 года № ФС-23-01-003213.





1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ


1.1. Пояснительная записка.

1.1.1. Цель реализации Программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, сохранение и укрепление здоровья, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. 

Задачи реализации Программы: 

1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии, охрана и укрепление физического и психического состояния детей.

2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства.

3. Создание условий, атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что способствует развитию общительности, доброты, любознательности, инициативности, самостоятельности и творчества.

4. Творческая организация воспитательно-образовательного процесса.

5. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция как эффективность воспитательно-образовательного процесса.

6. Вариативность использования образовательного материала для развития творчества в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.

7. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества.

8. Поддержка семьи, сотрудничество педагогов с родителями (законными представителями) по повышению компетентности в вопросах полноценного развития, образования, охраны и укрепления здоровья ребенка.


1.1.2. Цель оздоровительной программы МАДОУ ЦРР – д/с № 16 «Петушок»: создание оптимальных здоровьесберегающих условий в МАДОУ ЦРР – д/с № 16 «Петушок».

Задачи оздоровительной программы: 

1. Охрана и укрепление здоровья, совершенствование физического развития, повышение сопротивляемости организма.

2. Формирование осознанного отношения к своему здоровью.

3. Развитие физических способностей, умение рационально использовать их в различных условиях.

4. Способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта, связывая воедино элементы анатомических, физиологических и гигиенических знаний.

5. Помощь родителям (законным представителям) по организации оздоровительной работы, направленной на формирование мотивации, здоровья, поведенческих навыков к здоровому образу жизни.

6. Создание оптимального режима дня, обеспечивающего гигиену нервной системы ребенка, комфортное самочувствие, нервно-психическое и физическое развитие.


1.1.3. Цель регионального проекта МАДОУ ЦРР – д/с № 16 «Петушок»: формирование представлений о кубанском казачестве, ориентация в многообразии исторических и культурных традиций кубанского казачества, воспитание гражданственности и патриотизма у дошкольников, знакомство с основами православия.

Задачи регионального проекта:

1. Знакомство с укладом жизни кубанских казаков, их культурными особенностями, основными ремеслами, видами труда.

2. Ознакомление с основными историческими вехами кубанского казачества, приобщение воспитанников к кубанским казачьим праздникам, обрядам, знаменательным датам.

3. Воспитание у дошкольников чувства ответственности, патриотизма, уважительного отношения к старшему поколению.

4. Привитие нравственных устоев кубанских казаков в духе Православной церкви.

5. Развитие творческих способностей у дошкольников.


1.2. Принципы и подходы к формированию Программы:

Программа разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 2-е изд., испр. - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 336 с.

1.2.1. Принципы:

- развивающее образование: становление личности и развитие ребенка;

- культуросообразность: национальные ценности, традиции, духовно-нравственное и эмоциональное воспитание;

- интеграция образовательных областей: учет возрастных особенностей и возможностей детей;

- комплексно-тематическое построение образовательного процесса;

- единство воспитательных, развивающих и обучающих задач процесса образования: формируются качества, являющиеся ключевыми в развитии дошкольников;

- деятельность взрослого и детей: совместная и самостоятельная деятельность дошкольников в рамках образовательной деятельности и в режимные моменты;

- игра: форма работы с дошкольниками как ведущий вид детской деятельности;

- преемственность: между возрастными группами, детским садом и начальной школой;

- полнота, необходимость и достаточность: решает поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала;

- вариативность: образовательный процесс и региональный компонент.


1.2.2. Приоритетные направления деятельности МАДОУ ЦРР – д/с № 16 «Петушок»:

I. Лечебно-профилактическое и физкультурно-оздоровительное развитие воспитанников в условиях детского сада – сохранение и укрепление здоровья детей, формирование элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, здорового питания, потребности в двигательной активности.

II. Приобщение воспитанников к истории, культуре, духовному наследию родного края – воспитание в детях патриотических чувств, любви к Малой Родине, гордости за ее достижения, ее героическое прошлое и счастливое будущее.


1.2.3. Значимые характеристики особенностей развития детей:


Первая младшая группа

(от 2 до 3 лет)

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Совершенствуются соотносящие и орудийные действия.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым используют  

практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500–2500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами-заместителями.

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления является наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно-образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.


Вторая младшая группа

(от 3 до 4 лет)

В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится вне ситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка.

Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса — и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3–4 слова и 5–6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек.  

Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя. В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение

мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.


Средняя группа

(от 4 до 5 лет)

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда

одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды.

Усложняются игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.

Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок.

Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием;  

совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти,

внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.


Старшая группа

(от 5 до 6 лет)

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают

два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа,  

дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что

в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.

Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки.  

Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов

изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.


Подготовительная к школе группа

(от 6 до 7 лет)

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.

Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее.

Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. Изображение человека становится еще более детализированным и  

пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.

Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений,  

формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.

В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст.

Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.



МАДОУ ЦРР – д/с № 16 «Петушок» является дошкольной организацией, имеющей группы общеразвивающей направленности.

Плановый контингент воспитанников учреждения – 80 человек (согласно Уставу), списочный состав – 106 детей, средняя посещаемость – 70 человек 65 %. Основной контингент воспитанников – дошкольники с нормой физического и психического развития.

Функционирует 4 группы:

1-я младшая группа (ранний возраст) – 1,5-3 лет, 25 детей.

2-я младшая группа – 3-4 года, 24 ребенка.

Средняя группа – 4-5 лет, 28 детей.

Старше-подготовительная группа – 5-7 лет, 30 детей: 11 детей 5-6 лет, 19 воспитанников 6-7 лет.




Индивидуальные особенности воспитанников и социальный статус семей:

№ Критерии и характеристика семей Количество семей/детей, соответствующих данному критерию

1. Общее количество детей, из них: 106

Мальчики 56

Девочки 51

Первый ребенок 59

Второй ребенок 47

Дети из многодетных семей 9

Дети, находящиеся под опекой 3

Дети с ограниченными возможностями, из них:

 - ВПС;

- аллергия 3

2

1

Дети-инвалиды, из них:

- мозговые дисфункции;

- ВПС;

- нейробластома забрюшной полости 3

1

1

1

2. Общее количество семей, из них: 98

Полные 81

Неполные 17

Многодетные 8

Малообеспеченные 20

Матери-одиночки 17

3. Образование, из них: 156

Высшее 58

Среднее специальное/профессиональное 98


МАДОУ ЦРР – д/с № 16» Петушок», учитывая предпочтения и заказ родителей на дополнительное образование, оказывает следующие дополнительные образовательные услуги:


Направления Возрастая категория детей Услуги в рамках бюджетного финансирования Возрастная категория детей Услуги на платной основе

Художественно-эстетическое от 1,5 до 3 Кружок «Цветные ладошки» от 3 до 7 Кружок «Сказочное тесто»


Кружок «Раннее приобщение к ручному труду»


Кружок Театральный»


Кружок «Хореографический»


Кружок Вокальный»

Лечебно-профилактическое - от 1,5 до 7 Кружок «Галокамера»

Физкультурно-спортивное от 4 до 7 Кружок «Крепыш» -

Социально-личностное - от 4 до 7 Кружок «Занимательная математика»


Кружок «Логоритмика»


Кружок «Английский»


1.3. Планируемые результаты освоения Программы.

1.3.1. Ребенок раннего возраста:

1. Интересуется окружающими предметами и активно действует с ними, эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижения результата своих действий.

2. Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложка, расческа, карандаш и другое) и умеет ими пользоваться. Владеет простейшими навыками самообслуживания, стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении. Проявляет навыки опрятности.

3. Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе)). Имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.

4. Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.

5. Владеет активной речью, включенной в общение. Может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых, знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.

6. Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях. Появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.

7. Проявляет интерес к сверстникам, наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.

8. Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.

9. Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку, эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

10. С пониманием следит за действиями героев кукольного театра. Проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.

11. Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).

12. Развита крупная моторика, стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и другое). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.


1.3.2. Ребенок на этапе завершения дошкольного образования:

1. Овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и другое. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

2. Обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. 

3. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других. Адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

4. Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

5. Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.

6. Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.

7. Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.

8. Обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре. Владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.

9. Достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

10. Развита крупная и мелкая моторика. Подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

11. Способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со  

12. взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.

13. Проявляет ответственность за начатое дело.

14. Проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

15. Открыт к новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания, положительно относиться к обучению в школе.

16. Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.

17. Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыка, танцы, театральная и изобразительная деятельность и т.д.).

18. Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.

19. Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.

20. Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо. Проявляет уважение к старшим и заботу о младших.

21. Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность. 



1.3.3. Планируемые результаты освоения оздоровительной программы.

Используемая в комплексе физкультурно-оздоровительная деятельность в итоге формирует у ребенка:

1. Стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

2. Созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма.

3. Повышение адаптационных возможностей, устойчивость организма к внешним воздействиям.

4. Приобретение физических качеств, привычек, волевых черт характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.



1.3.4. Планируемые результаты регионального проекта.

1. Приобщение воспитанников к истории, культуре, духовному наследию родного края.

2. Формирование у детей представлений о казачестве, кубанских традициях, быте.

3. Привитие дошкольникам нравственных устоев кубанских казаков в духе Православной церкви.





3 октября 2014 в 14:34

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.