Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад №16 "Петушок"
|
29 апреля - участие в районном заседании методического объединения в МБДОУ ЦРР - д/с № 5 "Ромашка"Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 16 «Петушок" ЗАСЕДАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «НЕТРАДИЦИОННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЛАССИЧЕСКИХ ЗДОРОВЬЕЗБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И ОЗДОРОВЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКА» ДОКЛАД: «Формы и методы работы с нетрадиционным использованием классических здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников МАДОУ ЦРР – д/с № 16 «Петушок»» Подготовила: инструктор по физической культуре МАДОУ ЦРР-д/с № 16 «Петушок» С.П.Галицкая станица Тбилисская 2014 год Актуальность. Перед детским садом ежегодно стоит вопрос о новых направлениях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Воспитание культуры здоровья и оздоровление детей – одна из главных задач нашего педагогического коллектива, выявление форм и методов, с помощью которых можно организовать физическое воспитание в ДОУ таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня, а также приобщение детей к физической культуре и здоровому образу жизни. Концепция. Деятельность осуществляется на междисциплинарных принципах: · представления о здоровом ребенке, как идеальном эталоне и практически достижимой норме детского развития; · здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма; · оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения физиологических возможностей детей; · ключ физкультурно-оздоровительной работы с детьми - индивидуально-дифференцированный подход. Обозначена цель и задачи. Цель: Формирование основ здорового образа жизни, укрепление здоровья, достижение гармоничного физического и психического развития, обеспечение эмоционального благополучия детей. Задачи: Оздоровительные: охрана жизни и укрепление здоровья; всестороннее совершенствование функций организма; повышение работоспособности и закаливание организма. Образовательные: формирование двигательных умений и навыков; развитие физических качеств; овладение детьми элементарными знаниями о своем организме, роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления здоровья. Воспитательные: формирование интереса и потребности к физическим упражнениям; всестороннее развитие ребенка. Успешное решение поставленных задач и выполнение требований стандарта возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания (физических упражнений, рационального режима, закаливания и т.д.) и осуществляется через систему физкультурно-оздоровительной работы, включающей в себя несколько взаимосвязанных блоков. Блок I. Условия. Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в дошкольном учреждении созданы определенные условия: 1. Спортивный зал для образовательной деятельности по физическому развитию: позволяет включить в работу большую группу детей, что обеспечивает высокую моторную плотность деятельности, оборудование не загромождает полезную площадь помещения, дети могут свободно пользоваться любым спортивным оборудованием. 2. Для того чтобы дети могли пользоваться физкультурным оборудованием не только в спортзале, мы пересмотрели содержание уголков двигательной активности в каждой группе. Разработали рекомендации по их содержанию в соответствии с возрастными особенностями детей, как основа для самостоятельной двигательной деятельности. 3. ДОУ оснащен тренажерами: батут, беговая дорожка, силовичок, велосипеды. 4. На территории оборудована физкультурная площадка, организована экологическая тропа лекарственных растений, имеется аллея хвойных деревьев.
5. В ДОУ функционирует физиотерапевтический кабинет с медицинскими аппаратами: КУФ – для санации верхних дыхательных путей, ЭТВ – с электроволновыми частотами для органов грудной клетки, Соллюкс – для прогревания, Небулайзер - для ингаляций, Облучатель бактерицидный, Аппарат для приготовления кислородного коктейля и
Соляной зал – Галокамера. Итак, условия, созданные в ДОУ, позволяют обеспечить физическую активность детей и организацию оздоровительной работы. Блок II. Диагностика Вся работа по оздоровлению и физическому воспитанию детей строится с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Группы здоровья на 15 апреля 2014 года: 5 группа – нет, 4 группа – 1 ребенок, 3 группа – 5 детей (не основная группа), 2 группа – 53 ребенка, 1 группа – 54 ребенка. Определили, что в работе с детьми необходимо соблюдать следующее: 1. Физическая нагрузка должна быть адекватна возрасту, полу ребенка, уровню физического развития и группе здоровья. 2. Необходимо сочетание двигательной активности с закаливающими процедурами. З. Использовать медицинское физиотерапевтическое оборудование и лечебное действие соляного зала – галокамеры для детей с ослабленным здоровьем. Анализ за последние три года показал, что динамика заболеваемости в детском саду снизилась, о чем свидетельствует сравнительный анализ. Именно эти сведения служат основанием для конкретных рекомендаций педагогам и родителям. Модель физкультурно-оздоровительного режима детей
Блок III. Физкультурная деятельность Утренняя гимнастика – это заряд бодрости на весь день. Разнообразие форм проведения способствует формированию интереса детей к ней: · упражнения в зале при отрытом окне, на свежем воздухе; · упражнения на коррекцию осанки; · гимнастика в сюжетной форме с предметами и без них; · ритмическая гимнастика по музыку; · гимнастика в форме игры; · гимнастика под руководством детей. Форма организации образовательной деятельности физическая культура гибка и разнообразна (фронтальная, подгрупповая, индивидуальная, в спортзале, в группе, на свежем воздухе), сохраняя традиционную структуру, проводится в игровой форме и включает в себя элементы: - упражнения на расслабление; - дыхательные упражнения; - упражнения на гибкость и пластику; - веселый тренинг; - музыкальное сопровождение (вводная, игровая или заключительная часть). С целью повышения двигательной активности детей используется: - упражнения преимущественно динамического характера, направленные на развитие различных групп мышц, требующих координации движений, ловкости и выносливости; - соответствие содержания игр и упражнений возрастным и индивидуальным двигательным возможностям детей; - применение разных способов организации детей; - рациональное использование окружающей среды и пространства, оборудования и пособий; - стимулирование индивидуальных возможностей каждого ребенка; - активизация мыслительной деятельности ребенка, самостоятельности и развитие творческих двигательных способностей; - создание благоприятных условий для положительных эмоциональных и нравственно- волевых проявлений ребенка; - лаконичное объяснение заданий и четкий показ упражнений; - создание специальных ситуаций для проявления таких качеств ребенка, как решительность, смелость, находчивость; - вариативность подвижных игр, приемов их усложнения. Это отражено в перспективном планировании. Однако физкультурная деятельность становится эффективной только в том случае, если она не ущемляет индивидуальность ребенка, реализацию его склонностей и интересов. В соответствии с этим деятельность строится на двух основаниях: планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания и своеобразной педагогической импровизации, посредством которой варьируется содержание, формы и методы в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребенком. Блок IV. Оздоровительная деятельность включает в себя: - организацию санитарно-эпидемиологического режима; - создание гигиенических условий жизнедеятельности детей; - организацию питания; - обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду; - организацию лечебно-профилактической работы. Блок V. Закаливание Большое внимание педагогический коллектив уделяет закаливающим процедурам, так как закаливание организма ребенка повышает его устойчивость к воздействию различных неблагоприятных факторов внешней среды. Закаливающие процедуры проводятся в течение всего года с постепенным изменением их характера, длительности и дозировки с учетом времени года, состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка: - мытье рук прохладной водой в течение дня (после прогулки теплой); - умывания после физических упражнений прохладной водой; - гимнастика после сна; - босохождение по дорожкам «здоровья» в группах; - солнечные и воздушные ванны, босохождение по траве в летний период; - обливания ног, обтирания на свежем воздухе; - прием душа после прогулки в летний период; - прогулки по тропинке лекарственных трав; - обеспечение в момент подготовки ко сну спокойной обстановки, использование релаксационной гимнастики; - проветривание помещений согласно требований СанПин. - одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Чтобы она действительно давала эффект, прогулка проводится независимо от погодных условий (только возможно сокращение времени) и виды деятельности на прогулке меняются в зависимости от двигательной активности в течение дня. Рекомендации по проведению закаливающих процедур дает старшая медицинская сестра. Блок VI. Здоровый образ жизни. Воспитание потребности в здоровом образе жизни осуществляется согласно программным требованиям, по формуле: «помоги осознать ребенку, зачем ему это нужно — научи в увлекательной форме — приучай выполнять эти действия ежедневно» - минимум по воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни, по формированию культурно-гигиенических навыков, которые помогают выработать у детей осознанное отношение к своему здоровью, умению определить свое состояние. На протяжении дошкольного возраста при соответствующей воспитательной работе наблюдается позитивная динамика отношения ребенка к своему здоровью. Возраст с 5 до 7 лет является наиболее благоприятным периодом формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и физическим возможностям. Блок VII. Взаимодействие с родителями это: - целенаправленная работа, пропагандирующая общегигиенические требования, необходимость рационального режима, оптимальной двигательной активности вне сада, полноценного питания, закаливания и т. д. через индивидуальные беседы, родительские собрания, буклеты, наглядная информация; - формирование основ валеологической грамотности через знакомство с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в учреждении, вовлечение в спортивные мероприятия; - разъяснение принципов, эффекта и преимущества лечебного действия галокамеры.
Используемая в комплексе физкультурно-оздоровительная деятельность в итоге формирует у ребенка: 1. Стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. 2. Созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма. 3. Повышение адаптационных возможностей, устойчивость организма к внешним воздействиям. 4. Приобретение физических качеств, привычек, волевых черт характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. 29 апреля 2014 в 18:10
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.