Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад №16 "Петушок"

Устав МАДОУ

 текст устава

Утвержден

постановлением администрации

муниципального образования

Тбилисский район 

от _______________ № ___

Согласовано:

Начальник управления

образованием  администрации муниципального образования

Тбилисский район

________________  А.В. Ковалёв

«__»_______________  2011г.

Устав

муниципального автономного

дошкольного образовательного

учреждения

центр развития ребенка - детский сад № 16

«Петушок»

 

принят на общем собрании

коллектива  МДОУ  ЦРР-д/с № 16

«Петушок»

протокол №_______

от __________________  2011 года

ст. Тбилисская

2011 год

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад № 16 «Петушок» создано путем изменения типа муниципального дошкольного образовательного учреждения центр развития ребенка - детский сад  № 16 «Петушок» и является его правоприемником.

Полное наименование: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 16 «Петушок».

Сокращённое наименование:  МАДОУ ЦРР-д/с № 16 «Петушок».

1.2.  Настоящий Устав регулирует деятельность некоммерческой организации - муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения центр развития ребенка - детский сад № 16 «Петушок» (далее по тексту - автономное учреждение).

1.3.  Автономное учреждение создано на основании постановления администрации муниципального образования Тбилисский район от ___№___ «О создании муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения центр развития ребенка - детский сад № 16 «Петушок» для реализации прав граждан на выполнение работ, оказание услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в области дошкольного образования, гарантии общедоступности и бесплатности дошкольного образования  в соответствии с требованиями  федерального государственного стандарта.

1.4. Место нахождения автономного учреждения (юридический, фактический адрес): 352360 Краснодарский край, Тбилисский район, ст. Тбилисская,  ул. Переездная, 59.

1.5. Учредителем автономного учреждения является муниципальное образование Тбилисский район (далее - Учредитель) в лице администрации муниципального образования Тбилисский район.

1.6. Учредитель осуществляет следующие  полномочия автономного учреждения:

1) утверждает устав автономного учреждения, вносит в него изменения;

2)  закрепляет муниципальное имущество за автономным учреждением на праве оперативного управления;

3) дает согласие на создание филиалов автономного учреждения и на его участие в иных юридических лицах;

4) осуществляет контроль за использованием по назначению, сохранностью принадлежащего автономному учреждению имущества;

5) изымает у автономного учреждения излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество;

6) участвует в работе ликвидационной комиссии и утверждает ликвидационные балансы;

7) дает автономному учреждению согласие на распоряжение закрепленным за ним имуществом в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

8) дает согласие на внесение автономным учреждением денежных средств и иного имущества в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или передачу этого имущества иным образом другим юридическим лицам в качестве их Учредителя или участника;

9) на основании перечня видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения принимает решения об отнесении имущества автономного учреждения к особо ценному движимому имуществу и об исключении из состава особо ценного движимого имущества объектов, закрепленных за автономным учреждением, которые перестают относиться к видам особо ценного движимого имущества;

10) решает иные вопросы, отнесенные к его компетенции правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования Тбилисский район, настоящим уставом.

1.7. Управление образованием администрации муниципального образования Тбилисский район (отраслевой орган учреждения) осуществляет следующие полномочия учредителя автономного учреждения:

1) вносит предложения главе муниципального образования Тбилисский район о создании, реорганизации, ликвидации автономного учреждения, назначении и освобождении от должности его руководителя;

2) готовит проект трудового договора с руководителем автономного учреждения;

3) согласовывает смету доходов и расходов автономного учреждения, штатное расписание автономного учреждения;

4) участвует в работе ликвидационной комиссии;

5) осуществляет управление, координацию и контроль за деятельностью автономного учреждения, соблюдением устава автономного учреждения;

6) устанавливает задания автономному учреждению в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью в порядке, установленном правовым актом главы муниципального образования Тбилисский район;

7) принимает решения о создании или ликвидации филиалов автономного учреждения, открытии или закрытии его представительств;

8) вносит предложения о закреплении за автономным учреждением недвижимого имущества и об изъятии данного имущества;

9) устанавливает плату, взимаемую с родителей или законных представителей (родительскую плату) за содержание ребенка в автономном учреждении;

10) решает иные вопросы, отнесенные к его компетенции правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования Тбилисский район, настоящим уставом.

1.8 Автономное учреждение в своей деятельности руководствуется нормативными правовыми актами Российской Федерации, Краснодарского края, органов местного самоуправления, Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом «Об автономных учреждениях», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, другими законодательными и нормативными актами, настоящим уставом и  локальными правовыми актами автономного учреждения.

При осуществлении предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности автономное учреждение руководствуется законодательством РФ, регулирующим данную деятельность, другими законодательными и нормативными актами, принимаемыми в соответствии с ними. 

1.9. Автономное учреждение имеет статус юридического лица и считается созданным с момента его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством.

1.10. Автономное учреждение в установленном порядке вправе от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в судах, открывать счета в кредитных организациях,  иметь  печать  установленного  образца,  штампы,  бланки  со своим наименованием. 

1.11. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним Учредителем или приобретенного за счет выделенных Учредителем средств.

1.12. Учредитель не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения.

Автономное учреждение не отвечает по обязательствам Учредителя.

1.13. Автономное учреждение осуществляет в соответствии с заданиями Учредителя и обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, частично за плату или бесплатно.

1.14. Права юридического лица у автономного учреждения в части ведения финансово-хозяйственной деятельности, предусмотренной его уставом и направленной на подготовку образовательного процесса, возникают с момента его регистрации как образовательного автономного учреждения.

Право на ведение образовательной деятельности и на льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникает с момента выдачи ему лицензии на образовательную деятельность; государственная аккредитация автономного учреждения проводится 1 раз в пять лет в установленном порядке.

1.15. Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено законом.

1.16. Учредитель автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества.

1.17. В автономном учреждении не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно – политических и религиозных движений и организаций.

1.18. Автономное учреждение  обеспечивает воспитание, обучение, развитие, уход и оздоровление детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет.

 

2. ЦЕЛИ, ПРЕДМЕТ, ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АВТОНОМНОГО  УЧРЕЖДЕНИЯ

2.1. Автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сфере дошкольного образования.

2.2. Целями деятельности автономного учреждения являются:

- разностороннее, полноценное развитие личности ребенка;

- приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям;

- социализация детей в обществе сверстников;

- подготовка детей к школе.

2.3. Предметом деятельности автономного учреждения являются:

- обеспечение охраны жизни и укрепление физического и психического здоровья ребенка;

- обеспечение интеллектуального, познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития ребенка;

- воспитание в детях с учетом возрастных категорий гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

- осуществления необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

- удовлетворение потребностей семьи в дополнительных образовательных  и  иных услугах;

- взаимодействие с семьей для обеспечения всестороннего развития ребенка;

- обеспечение раннего выявление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально-опасным положением;

- разработка и внедрение новых организационно-педагогических форм и методов образования дошкольников с учетом индивидуальных способностей детей и запросов родителей (законных представителей);

2.4. Автономное учреждение осуществляет образовательную деятельность:

- по основной общеобразовательной программе дошкольного образования и комплексным программам дошкольного образования, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации;

- по авторским программам, разработанным  в соответствии с федеральными государственными  требованиями  к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном  учреждении.

- по коррекционным программам для детей с нарушениями речи;

- по приоритетным направлениям.

2.5. Для реализации уставных  целей и предмета деятельности по согласованию с Уполномоченным органом автономное учреждение имеет право:

- самостоятельно,  в соответствии с требованиями  федерального государственного стандарта, разрабатывать, принимать и реализовывать вариативные общеобразовательные программы дошкольного образования, вносить в них изменения;

- разрабатывать и утверждать годовой план воспитательно-образовательной  работы автономного учреждения и расписание занятий;

- разрабатывать и утверждать Программу развития автономного учреждения, графики  работы сотрудников  автономного учреждения,  расписания занятий дополнительного образования;

- выбирать  формы,  средства,  методы  обучения и воспитания, пособия  в пределах,  определенных законодательством;

- реализовывать дополнительные образовательные программы  и оказывать дополнительные образовательные  услуги, в том числе за  плату,  за пределами основных воспитательно-образовательных программ, определяющих статус автономного учреждения;

- привлекать для осуществления своей уставной деятельности дополнительные источники финансовых и материальных средств, включая использование банковского кредита;

- арендовать и сдавать в аренду в установленном порядке объекты собственности (здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и иное имущество);

- выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами;

- осуществлять в соответствии со своими  уставными задачами, потребностями семьи, сверх основной программы реализуемой в автономном учреждении следующие дополнительные платные  услуги:

1. Образовательные услуги:

- подготовка детей к школе;

-  умелые ручки;

- театрализованной деятельности;

- хореографии;

- обучение народным и современным танцам;

-  художественной гимнастике;

- иностранному языку;

- обучение игре шахматами и шашками;

-  развивающие занятия на компьютере;

2. Оздоровительные услуги:

- массаж;

- ЛФК;

- физиотерапия;

- ритмическая гимнастика; 

3. Иные услуги:

- организация групп кратковременного, вечернего, выходного дня.

- оказывать посреднические услуги, вести другую предпринимательскую деятельность, не запрещенную законодательством Российской Федерации и не приносящую ущерб основной уставной деятельности автономного учреждения;

- осуществлять внешнеэкономическую деятельность в установленном законодательством  Российской Федерации  порядке, устанавливать связи с зарубежными предприятиями, автономного учреждениями и организациями;

- образовывать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в т.ч. с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений);

- осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых  создано автономное учреждение, не запрещенные законодательством Российской Федерации  и предусмотренные настоящим уставом.

2.6. Право автономного учреждения осуществлять деятельность, на которую в соответствии с законодательством требуется специальное разрешение – лицензия, возникает у автономного учреждения с момента ее получения или в указанный ею срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законодательством. Созданное путем изменения типа существующего муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения автономное учреждение вправе осуществлять предусмотренные им виды деятельности на основании лицензии, а также свидетельства о государственной аккредитации, иных разрешительных документов, выданных  муниципальному дошкольному образовательному учреждению, до окончания срока действия таких документов.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ АВТОНОМНОГО  УЧРЕЖДЕНИЯ

3.1.  В автономное учреждение принимаются дети в возрасте от 2-х месяцев  до 7 лет, проживающие в муниципальном образовании Тбилисский район Краснодарского края, Российской Федерации при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья.

 Контингент воспитанников формируется в соответствии с их возрастом и видом дошкольного образовательного автономного учреждения;

- количество групп определяется в зависимости от санитарных норм и условий образовательного процесса;

- комплектование групп ведется по одновозрастному и разновозрастному принципу. 

3.2. Прием детей в автономное учреждение производится заведующим по согласованию с комиссией по комплектованию муниципальных дошкольных образовательных учреждений муниципального образования Тбилисский район при администрации муниципального образования Тбилисский район на основании заявления родителей (законных представителей),  свидетельства о рождении ребенка, медицинской справки, договора между администрацией детского сада и родителями (законными представителями).

3.3. При приеме ребенка в автономное учреждение, его родители (законные представители) должны быть ознакомлены с уставом, лицензией и другими локальными актами автономного учреждения, регламентирующими организацию его деятельности.

3.4. Отчисление  ребенка  из  автономного учреждения может производиться  в следующих случаях:

- по заявлению родителей (законных представителей);

- по медицинским показаниям;

- за невыполнение условий Договора между автономным учреждением и родителями (законными представителями).

3.5.  В автономном учреждении за ребенком сохраняется место в случае:

- болезни;

- прохождения санаторно-курортного лечения, карантина;

-  очередных отпусков родителей.

В договоре с родителями (законными представителями) могут быть указаны и иные случаи сохранения места за ребенком.

3.6. Автономное учреждение работает по пятидневной рабочей неделе с 10,5-часовым пребыванием и может функционировать в режиме полного дня (12-часов пребывания), сокращенного дня (8-10-часов пребывания),  кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания.

3.7. По желанию родителей за дополнительную плату возможна организация групп субботнего, воскресного, праздничного пребывания, группы продленного дня (14-часового пребывания).

3.8. Порядок посещения ребенком автономного учреждения по индивидуальному графику определяется в Договоре между автономным учреждением и родителями (законными представителями) каждого ребенка.

3.9. Медицинское обслуживание детей обеспечивают органы здравоохранения.  Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно- профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечения качества питания. Автономное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, осуществлять контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья детей и работников автономного учреждения.

 Автономное учреждение с согласия учредителя или самостоятельно, если автономное учреждение вправе распоряжаться соответствующим имуществом самостоятельно, на основании договора между автономным учреждением и медицинским учреждением имеет право предоставлять медицинскому учреждению в пользование движимое и недвижимое имущество для медицинского обслуживания воспитанников и работников автономного учреждения и прохождения ими медицинского обследования. Между такими некоммерческими организациями указанные отношения могут осуществляться на безвозмездной основе.

 3.10. Работники автономного учреждения периодически проходят медицинское обследование, не реже 1 раза в  2 квартала.

3.11. Автономное учреждение обеспечивает гарантированное сбалансированное питание детей  необходимое для их нормального роста и развития с учетом режима работы детского сада.

3.12. Продукты питания приобретаются в централизованном порядке и на договорных началах в организациях: государственных, кооперативных и т.д. при наличии разрешения служб санитарно-эпидемиологического надзора за их использованием в Учреждении. Основа  финансирования питания (за счет родителей) в Учреждении устанавливается нормативным актом, утвержденным службой Роспотребнадзора, но при необходимости (рост цен на продукты питания, введение в дневной рацион дополнительного питания и др.) плата может изменяться при обоюдном согласии родителей  воспитанников (законных представителей) и администрацией автономного учреждения.

3.13. Контроль за качеством питания (разнообразием), витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, санитарным состоянием пищеблока, правильностью хранения, соблюдением сроков реализации продуктов возлагается на администрацию и медицинский персонал автономного учреждения.

3.14. В компетенцию автономного учреждения входит:

- материально-техническое обеспечение и оснащение воспитательно-образовательного процесса;

 - привлечение для осуществления своей уставной деятельности дополнительных источников финансирования (платные образовательные, медико-социальные и сопутствующие услуги, предоставление помещений в аренду и др.) и материальных средств;

  - подбор, прием на работу и расстановка педагогических кадров и вспомогательного персонала, ответственность за уровень их квалификации;

 - организация и совершенствование методического обеспечения воспитательно-образовательного  процесса;

 - установление структуры управления, разработка штатного расписания  автономного учреждения, распределения должностных обязанностей;

- оплата труда работников автономного учреждения устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации, Краснодарского края, правовыми актами органов местного самоуправления.

- самостоятельный подбор контингента воспитанников и по согласованию с Отраслевым органам муниципального образования Тбилисский район и комплектование  возрастных групп, осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом автономного учреждения, лицензией на образовательную деятельность.

 3.15. В автономном учреждении осуществляется работа по охране труда в соответствии с действующим законодательством о труде РФ.

3.16. Ответственные лица за инструктаж и обучение работников по технике безопасности, противопожарным, санитарным правилам, организации и охране здоровья детей и другим правилам техники безопасности и охраны труда назначаются заведующим по внутреннему приказу.

3.17. Автономное учреждение обязуется проводить работу по учету и бронированию военнообязанных и представить отчет по установленной форме.

 

4. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

4.1  Воспитание и обучение детей в автономном учреждении ведется на русском языке.

В автономном учреждении создаются условия для изучения русского языка как государственного языка Российской Федерации.

4.2. Автономное учреждение самостоятельно в выборе программ, средств и методов обучения и воспитания в пределах, определенных законом Российской Федерации «Об образовании».

4.3. Автономное учреждение может разрабатывать,  принимать и реализовывать собственные, авторские программы дошкольного образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

4.4. Образовательные программы реализуются с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, их физического, интеллектуального и личностного развития.

4.5.  Автономное учреждение организует работу по следующим приоритетным направлениям:

- сохранение и укрепление физического здоровья детей;

-  художественно-эстетического развития детей;

- социально-личностного развития ребенка.

4.6. Автономное учреждение может устанавливать последовательность и сбалансированность разных видов деятельности детей, исходя из условий  автономного учреждения и содержания образовательных программ.

4.7. Автономное учреждение устанавливает максимальный объем нагрузки детей во время занятий, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта:

- ясельной группе -  10 занятий в неделю 8-10 минут;

- 2-ой младшей группе – 11 занятий в неделю 20 минут;

- средней группе – 12 занятий в неделю  20 минут;

- в старшей группе – 15 занятий в неделю 25 минут;

- в подготовительной группе – 15 занятий в неделю 25-30 минут;

- перерывы между занятиями 5-10 минут.

Количество занятий по дополнительному образованию не более 2-х раз в неделю по  20-25 минут.

 

 

 

5. УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

(ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ)

 

5.1.  Участниками образовательного процесса в автономном учреждении являются воспитанники, педагогические работники автономного учреждения, родители (законные представители) воспитанников.

5.2. Взаимоотношения участников строятся на основе сотрудничества, уважения личности, приоритета общечеловеческих ценностей.

5.3. Отношения воспитанника и персонала автономного учреждения строятся на основе сотрудничества, уважения личности ребенка и предоставление ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями.

5.4. Взаимодействие между автономным учреждением и родителями (законными представителями) регламентируется договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе обучения и воспитания, присмотра и ухода за детьми.

 

 

Права и обязанности участников образовательного процесса

5.5Права воспитанников:

Автономное учреждение обеспечивает права каждого ребенка, в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, принятой 44 сессией Генеральной Ассамблеи ООН, и действующим законодательством;

Ребенку гарантируется:

- охрана жизни и здоровья;

- защита от всех форм физического и психического насилия;

- защита его достоинства;

- удовлетворение потребностей в эмоционально-личностном общении;

- удовлетворение физиологических потребностей в питании, сне, отдыхе и другом, в соответствии с его возрастом и индивидуальными особенностями  развития;

- развитие его творческих способностей и интересов;

- получение помощи в коррекции имеющихся отклонений в здоровье и

 развитии;

- получение дополнительных (в том числе платных) образовательных,

оздоровительных и иных услуг;

- предоставление оборудования, игр, игрушек, учебных пособий;

- сохранение места за ребенком в случае его болезни, санаторно-курортного лечения, карантина, отпуска родителей (законных представителей).

 5.6. Родители (законные представители) имеют право:

- защищать права и интересы ребенка;

- участвовать в управлении автономным учреждением, избирать и быть избранным в наблюдательный совет автономного учреждения, родительский комитет;

- знакомиться с содержанием образовательного процесса, вносить предложения по улучшению работы с детьми, в том числе по организации дополнительных (платных) образовательных и оздоровительных услуг;

- знакомиться с уставом автономного учреждения и другими документами, регламентирующими  организацию образовательного процесса;

- присутствовать в группе, которую посещает ребенок, на условиях, оговоренных Договором между автономным учреждением и родителями воспитанников;

- принимать решение  о необходимости охраны автономного учреждения;

- досрочно расторгать договор между автономным учреждением и родителями;

- при наличии основания для жалобы на автономное учреждение или педагогического работника, предварительно обсуждать вопросы с руководителем автономного учреждения и педагогическим работником этого детского сада, имеющим к этому отношение.

Родители (законные представители) обязаны:

- выполнять устав автономного учреждения в части, касающейся их прав и обязанностей;

- соблюдать условия договора между автономным учреждением и родителями (законными  представителями) каждого ребенка;

- вносить плату за содержание ребенка в автономном учреждении в срок до 10 числа текущего месяца;

- не допускать неоправданного вмешательства в работу педагогов, по вопросам, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей педагога;

Другие права и обязанности родителей (законных представителей) воспитанников автономного учреждения могут закрепляться в заключенном между ними и автономным учреждением договоре, который не может противоречить действующему законодательству, Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении и настоящему уставу.

5.7. Работники автономного учреждения имеют право:

-  защищать свою профессиональную честь и достоинство на моральное и материальное стимулирование труда, пользование информационными фондами, услугами учебных, научно-методических, социально-бытовых, лечебных и других подразделений автономного учреждения;

- обжаловать приказы и распоряжения администрации автономного учреждения в случаях, имеющих основания;

- иметь условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;

- получать социальные льготы и гарантии, установленные законодательством РФ, дополнительные льготы, предоставляемые педагогическим работникам местными органами власти и управления, администрацией автономного учреждения: удлиненный оплачиваемый отпуск, получение досрочной трудовой пенсии.

Педагоги имеют право:

- участвовать в работе Совета педагогов;

- выбирать, разрабатывать и применять образовательные программы (в том числе авторские), методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы;

- повышать квалификацию, профессиональное мастерство;

- аттестоваться  на  основе  соискательства  на  соответствующую  квалификационную категорию;

- участвовать в научно-экспериментальной работе, распространять свой педагогический опыт, получивший научное обоснование;

- участвовать в конкурсах профессионального мастерства;

- на защиту от излишнего или неоправданного вмешательства родителей в вопросы, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей педагога.

Работники  автономного учреждения обязаны:

- выполнять устав  автономного учреждения;

- соблюдать должностные инструкции;

- выполнять поручения руководителей автономного учреждения, входящие в должностные обязанности работника, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;

- воздерживаться от действий, ведущих к осложнению морально- психологического климата в коллективе автономного учреждения;

- качественно выполнять возложенные на них обязанности;

- бережно относиться к имуществу автономного учреждения;

- охранять жизнь и здоровье детей;

- защищать ребенка от всех форм физического и психического насилия;

- сотрудничать с семьей по вопросам воспитания и обучения детей;

- заботиться о повышении авторитета автономного учреждения;

- проходить  медицинское обследование;

- проявлять готовность к участию в мероприятиях с воспитанниками  и взрослыми, выходящих за рамки плана автономного учреждения;

- уважать личность ребенка, поддерживать дисциплину на основе уважения его человеческого достоинства методами, исключающими физическое и психическое насилие по отношению к воспитанникам;

- принимать меры предосторожности для предупреждения несчастных случаев с воспитанниками.

Педагоги  автономного учреждения обязаны:

- обладать профессиональными умениями, постоянно их совершенствовать;

- содействовать удовлетворению спроса родителей (законных представителей)  на дополнительные образовательные услуги;

- обеспечивать высокую эффективность образовательного процесса;

- выполнять утвержденные образовательные программы;

- соблюдать нормы профессиональной этики;

- нести ответственность за жизнь и здоровье детей во время образовательного процесса.

5.8. Служебное расследование нарушений педагогическим работником  автономного учреждения норм профессионального поведения может быть проведено лишь по жалобе, поданной в письменной форме; копия жалобы должна быть передана данному педагогическому работнику. Ход служебного расследования, принятие по его результатам решения могут быть преданы огласке лишь с согласия заинтересованного педагогического работника детского сада, за исключением случаев, предусмотренных законом.

 

6. УПРАВЛЕНИЕ АВТОНОМНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

 

6.1. Управление автономным учреждением  осуществляется  в соответствии с законодательством и настоящим уставом.

6.2. Органами автономного учреждения являются наблюдательный совет автономного учреждения, заведующий автономным учреждением, а также общее собрание сотрудников, педагогический совет, которые создаются в целях обеспечения коллегиальности в решении вопросов совершенствования организации образовательного и воспитательного процессов в автономном учреждении и осуществляют свою деятельность на основании положения об общем собрании сотрудников, положения о педагогическом совете, утверждаемых общим собранием сотрудников и решением педагогического совета соответственно.

6.3. Автономное учреждение обеспечивает открытость и доступность следующих документов:

-  устав, в том числе внесенные в него изменения;

-  свидетельство о государственной регистрации;

-  решение учредителя о создании автономного  учреждения;

-  решение Учредителя о назначении его руководителя;

-  документы, содержащие сведения о составе Наблюдательного совета;

-  план финансово-хозяйственной деятельности;

- годовая бухгалтерская отчетность;

-  аудиторское заключение;

- и др.

6.4.  В автономном учреждении  создается наблюдательный совет (7 членов).  В состав наблюдательного совета входят представители от:

- два  представителя Учредителя;

- два педагогических работника автономного учреждения, избираемых общим собранием трудового коллектива;

- один представитель общественности (спонсор, меценат), сотрудничающий с автономным учреждением и заинтересованный в его развитии;

- два представителя родительской общественности, избираемые на общем родительском собрании либо на конференции – собрании специально избранных представителей родителей (законных представителей) воспитанников от каждой группы;

Срок полномочий наблюдательного совета автономного учреждения составляет пять лет.

6.5. Одно и то же лицо может быть членом наблюдательного совета  автономного учреждения неограниченное число раз.

6.6. Заведующий автономным учреждением и его заместители не могут быть членами наблюдательного совета.

6.7. Членами наблюдательного совета  не могут быть лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость.

6.8. Автономное учреждение не вправе выплачивать членам наблюдательного совета вознаграждение за выполнение ими своих обязанностей, за исключением компенсации документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с участием в работе наблюдательного совета  автономного учреждения.

6.9. Члены наблюдательного совета автономного учреждения могут пользоваться услугами автономного учреждения только на равных условиях с другими гражданами.

6.10. Решение о назначении членов наблюдательного совета  автономного учреждения или досрочном прекращении их полномочий принимает управление образованием администрации муниципального образования Тбилисский район. Решение о назначении представителя работников, родительской общественности автономного учреждения членом наблюдательного совета или досрочном прекращении его полномочий принимается в порядке, предусмотренном уставом.

6.11. Полномочия члена наблюдательного совета могут быть прекращены досрочно:

- по просьбе члена наблюдательного совета;

- в случае невозможности исполнения членом наблюдательного совета своих обязанностей по состоянию здоровья или по причине его отсутствия в месте нахождения  в течение четырех месяцев;

- в случае привлечения члена наблюдательного совета  к уголовной ответственности.

6.12. Полномочия членов наблюдательного совета от Учредителя, являющихся работниками Учредителя, могут быть также прекращены досрочно в случае прекращения трудовых отношений.

6.13. Вакантные места, образовавшиеся в наблюдательном совете в связи со смертью или с досрочным прекращением полномочий его членов, замещаются на оставшийся срок полномочий наблюдательного совета.

В случае, если количество выборных членов наблюдательного совета уменьшается, оставшиеся члены наблюдательного совета должны принять решение о проведении довыборов членов наблюдательного совета. Новые члены наблюдательного совета должны быть избраны в течение месяца со дня выбытия из наблюдательного совета предыдущих членов.

6.14. Председатель наблюдательного совета избирается, как правило, из числа представителей спонсоров и меценатов на срок полномочий наблюдательного совета членами наблюдательного совета из их числа простым большинством голосов от общего числа голосов членов наблюдательного совета  автономного учреждения.

6.15. Представитель работников автономного учреждения не может быть избран председателем наблюдательного совета автономного учреждения.

6.16. Наблюдательный совет в любое время вправе переизбрать своего председателя.

6.17. Председатель наблюдательного совета организует работу наблюдательного совета автономного учреждения, созывает его заседания, председательствует на них и организует ведение протокола.

6.18. Заместителем председателя наблюдательного совета избирается старший по возрасту член наблюдательного совета, за исключением представителей работников автономного учреждения, простым большинством голосов от общего числа голосов членами наблюдательного совета.

6.19. В отсутствие председателя наблюдательного совета  его функции осуществляет заместитель председателя.

6.20. Секретарь наблюдательного совета избирается на срок полномочий наблюдательного совета членами наблюдательного совета простым большинством голосов от общего числа голосов членов наблюдательного совета.

6.21. Секретарь наблюдательного совета отвечает за подготовку заседания наблюдательного совета, ведения протокола заседания и достоверность отраженных в нем сведений, а также осуществляет рассылку извещений о месте и сроках проведения заседания.

Извещение о проведении заседания и иные материалы должны быть направлены членом наблюдательного совета не позднее, чем за три дня до проведения заседания.

6.22. Наблюдательный совет автономного учреждения рассматривает:

6.22.1. предложения автономного учреждения или руководителя автономного учреждения о внесении изменений в устав автономного учреждения;

6.22.2. предложения Учредителя или руководителя автономного учреждения о создании и ликвидации филиалов автономного учреждения, об открытии и закрытии его представительств;

6.22.3. предложения Учредителя или руководителя автономного учреждения о реорганизации автономного учреждения  или о его ликвидации;

6.22.4. предложения Учредителя или руководителя автономного учреждения об изъятии имущества, закрепленного за автономным учреждением на праве оперативного управления;

6.22.5. предложения руководителя автономного учреждения об участии автономного учреждения в других юридических лицах, в том числе о внесении денежных средств и иного имущества в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или передаче такого имущества иным образом другим юридическим лицам, в качестве учредителя или участника;

6.22.6. проект плана финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения;

6.22.7. по представлению руководителя автономного учреждения проекты отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании его имущества, об исполнении плана его финансово-хозяйственной деятельности, годовую бухгалтерскую отчетность автономного учреждения;

6.22.8. предложения руководителя автономного учреждения о совершении сделок по распоряжению имуществом, которым в соответствии с законодательством, не вправе распоряжаться самостоятельно;

6.22.9. предложения руководителя автономного учреждения о совершении крупных сделок;

6.22.10. предложения руководителя автономного учреждения о совершении сделок, в которых имеется заинтересованность;

6.22.11 предложения руководителя автономного учреждения о выборе кредитных организаций, в которых автономное учреждение может открыть банковские счета;

6.22.12. вопросы проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения и утверждения аудиторской организации;

По вопросам, указанным в подпунктах 6.22.1.-6.22.5. и 6.22.8. наблюдательный совет автономного учреждения дает рекомендации. Учредитель и (или) Уполномоченный орган автономного учреждения принимает по этим вопросам решения после рассмотрения рекомендаций наблюдательного совета.

По вопросу, указанному в подпункте 6.22.6. наблюдательный совет автономного учреждения дает заключение, копия которого направляется Уполномоченному органу. По вопросу, указанному в подпункте 6.22.11. наблюдательный совет автономного учреждения дает заключение. Уполномоченный орган принимает по этим вопросам решения после рассмотрения заключений Наблюдательного совета автономного учреждения.

Документы, представляемые в соответствии с подпунктом  6.22.7., утверждаются наблюдательным советом автономного учреждения. Копии указанных документов направляются Учредителю.

По вопросам, указанным в подпунктах 6.22.9, 6.22.10., 6.22.12. наблюдательный совет автономного учреждения принимает решения, обязательные для руководителя автономного учреждения.

Рекомендации и заключения по вопросам, указанным в пунктах 6.22.1. – 6.22.8. и 6.22.11. даются большинством голосов от общего числа голосов членов наблюдательного совета.

Решения по вопросам, указанным в подпунктах 6.22.9. и 6.22.12. принимается наблюдательным советом автономного учреждения большинством в две трети голосов от общего числа голосов членов наблюдательного совета.

 Решение по вопросу, указанному в подпункте 6.22.10. принимается наблюдательным советом автономного учреждения в порядке, установленном части 1 и 2 статьи 17  Федерального закона «Об автономных учреждениях».

6.23. Вопросы, относящиеся к компетенции наблюдательного совета автономного учреждения в соответствии с пунктом 6.22., не могут быть переданы на рассмотрение других органов автономного учреждения.

6.24. По требованию наблюдательного совета автономного учреждения или любого из его членов другие органы автономного учреждения обязаны предоставить информацию по вопросам, относящимся к компетенции наблюдательного совета. 

6.24. Порядок проведения заседаний наблюдательного совета:

6.24.1. Заседания наблюдательного совета  проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

6.24.2. Заседание наблюдательного совета созывается его председателем по собственной инициативе, по требованию Учредителя, члена наблюдательного совета  или  руководителя автономного учреждения.

6.24.3. Порядок и сроки подготовки, созыва и проведения заседаний наблюдательного совета автономного учреждения определяются положением о порядке и сроках подготовки, созыва и проведения заседаний наблюдательного совета, утверждаемым наблюдательным советом автономного учреждения.

6.24.4. В заседании наблюдательного совета вправе участвовать руководитель автономного учреждения, иные, приглашенные председателем наблюдательного совета, лица могут участвовать в заседании наблюдательного совета, если против их присутствия не возражает более чем одна треть от общего числа членов наблюдательного совета.

6.24.5. Заседание наблюдательного совета является правомочным, если все члены наблюдательного совета извещены о времени и месте его проведения и на заседании присутствуют более половины членов наблюдательного совета. Передача членом наблюдательного совета своего голоса другому лицу не допускается.

6.24.6. Каждый член наблюдательного совета имеет при голосовании один голос. В случае равенства голосов решающим является голос председателя наблюдательного совета.

6.24.7. Первое заседание наблюдательного совета после его создания, а также первое заседание нового состава наблюдательного совета созывается по требованию Учредителя. До избрания председателя наблюдательного совета  на таком заседании председательствует старший по возрасту член наблюдательного совета, за исключением представителей  от работников автономного учреждения.

6.25. Непосредственное управление автономным учреждением осуществляет заведующий.

Заведующий назначается на должность и освобождается от должности распоряжением администрации муниципального образования Тбилисский район на основании срочного трудового договора.

6.26. Текущее руководство деятельностью автономного учреждения, за исключением вопросов, отнесенных федеральными законами или настоящим Уставом к компетенции Учредителя, Уполномоченного органа, наблюдательного совета  или иных органов автономного учреждения осуществляет заведующий автономное учреждением.

Объем  компетенций заведующего определяется настоящим Уставом,  трудовым  договором, должностными обязанностями.

6.27. Заведующий  без доверенности действует от имени автономного учреждения, в том числе представляет его интересы и совершает сделки от его имени, утверждает штатное расписание автономного учреждения, план его  финансово-хозяйственной деятельности, его годовую бухгалтерскую отчетность и регламентирующие деятельность автономного учреждения внутренние документы, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками автономного учреждения, назначает и освобождает от должности своих заместителей, главного бухгалтера, руководителей структурных подразделений и других работников, заключает с ними трудовые договоры, при приеме на работу определяет должностные обязанности всех работников в соответствии с типовыми квалификационными характеристиками, устанавливает (применяет) заработную плату, надбавки, доплаты, премии работникам.

6.28. Заведующему автономным учреждением запрещается совмещение его должности с другой руководящей должностью (кроме научно и научно-методического руководства, педагогической деятельности) внутри или вне автономного учреждения.

6.29. Исполнение части своих полномочий заведующий может передать заместителям или другим руководящим работникам автономного учреждения на основании приказа. Право подписи бухгалтерских документов в отсутствие заведующего имеет один из его заместителей на основании приказа и карточки образцов подписей.

 

7. ИМУЩЕСТВО И СТРУКТУРА  ФИНАНСОВОЙ И ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВТОНОМНОГО УРЕЖДЕНИЯ.

 

7.1. Имущество автономного учреждения находится в муниципальной собственности муниципального образования Тбилисский район и закрепляется Учредителем за автономным учреждением на праве оперативного управления.

7.2. Земельный участок, необходимый для выполнения автономным учреждением своих уставных задач,  предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.

7.3. Автономное учреждение без согласия Учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления или приобретенным им за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение этого имущества. Прочим имуществом, в том числе недвижимым, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено законодательством.

7.4. Недвижимое имущество, закрепленное за автономным учреждением или приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение этого имущества, а также находящееся у  автономного учреждения особо ценное движимое имущество подлежит обособленному учету в установленном порядке.

7.5. Автономное учреждение вправе вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника только с согласия Управления.

7.6. Автономное учреждение по согласованию с Управлением и наблюдательным советом для реализации уставных целей вправе выступать в качестве арендатора и арендодателя, а также использовать имущество других юридических и физических лиц на иных условиях, не противоречащих законодательству.

7.7. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов  автономного учреждения являются:

-имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления;

- бюджетные поступления в виде субсидий и субвенций;

- средства от оказания платных услуг;

- средства спонсоров и добровольные пожертвования граждан;

- иные источники, не запрещенные действующим законодательством.

 Автономное учреждение вправе выполнять работы, оказывать услуги для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях, привлекать для осуществления своих функций на договорной основе юридических и физических лиц, приобретать или арендовать основные средства за счет имеющихся у него финансовых ресурсов.

7.8. Средства от деятельности, приносящей доходы, а также средства, полученные в результате пожертвования российских и иностранных  юридических и физических лиц, и приобретенное за счет этих средств имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения и учитываются на отдельном балансе.

7.9. Автономное учреждение использует закрепленное за ним имущество и имущество, приобретенное на средства, выделенные ему Учредителем, исключительно для достижения целей и осуществления видов деятельности, закрепленных в настоящем уставе.

7.10. Автономное учреждение ведет налоговый учет, оперативный бухгалтерский учет и статистическую отчетность о результатах хозяйственной и иной деятельности, установленный законодательством.

7.11. Автономное учреждение ежегодно представляет Уполномоченному органу расчеты расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением или приобретенных за счет выделенных ему средств на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения, по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки, а также финансовое обеспечение развития автономного учреждения в рамках программ, утвержденных в установленном порядке.

7.12. В случае сдачи в аренду недвижимого имущества или особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества Учредителем не осуществляется.

7.13. Автономное учреждение несет ответственность за сохранность и эффективное использование закрепленного за ним имущества.

7.14. Ежегодно автономное учреждение обязано опубликовывать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества в определенных главой муниципального образования Тбилисский район средствах массовой информации. Порядок опубликования отчетов, а также перечень сведений, которые должны содержаться в отчетах, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 

8. ПОРЯДОК КОМПЛЕКТОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА  И УСЛОВИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА.

 

8.1. Порядок комплектования работников автономного учреждения регламентируется настоящим уставом.

8.2. Подбор, прием на работу и расстановка педагогических кадров, младшего обслуживающего персонала согласно штатному расписанию при наличии вакансий, ответственность за уровень их квалификации относятся к компетенции заведующего автономным учреждением.

8.3. Отношения работников автономного учреждения и администрации регулируются трудовым договором, письменно заключенным между ними. Условия трудового договора не могут противоречить трудовому законодательству Российской Федерации.

8.4. К педагогической деятельности в автономном учреждении допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование. Образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или)  квалификации.

 К педагогической деятельности не допускаются лица:

 - лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим с законную силу приговором суда;

 - имеющие неясную или непогашенную судимость за умышленные тяжкие  и особо тяжкие преступления;

 - признанные недееспособными в установленном федеральным законом

 порядке;

- имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей.

Для них обязательны следующие документы:

8.5.1. паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

8.5.2. трудовая книжка, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые, или работник поступает на работу на условиях совместительства;

8.5.3. свидетельство государственного пенсионного страхования;

8.5.4. документы воинского учета – для военнослужащих и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

8.5.5. документа об образовании (диплом);

8.5.6. медицинские документы в соответствии с действующим законодательством.

8.6. При приеме на работу администрация автономного учреждения знакомит принимаемого работника со следующими документами:

8.6.1. коллективным договором;

8.6.2. уставом детского сада;

8.6.3. правилам внутреннего трудового распорядка;

8.6.4. должностными инструкциями;

8.6.5. приказом по охране труда и соблюдении правил техники безопасности.

8.7. Заработная плата и должностной оклад работнику  автономного учреждения выплачивается не реже, чем каждые полмесяца за выполнение им должностных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором. Выполнение работником автономного учреждения других работ и обязанностей оплачивается по дополнительному договору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

8.8. Работникам автономного учреждения ставки заработной платы (должностные оклады) устанавливается в соответствии с нормативными  и инструктивными документами по оплате труда работников образования, определенному каждому персонально. Заработная плата работников  автономного учреждения устанавливается в зависимости от  квалификации работника, сложности, интенсивности, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты  (доплаты и надбавки компенсационного характера, премии и иные поощрительные выплаты) в пределах бюджетных ассигнований, направляемых на оплату труда.

Установление ставок заработной платы и должностных окладов в пределах бюджетного финансирования, установление размера и оплаты труда педагогам и вспомогательному персоналу, принимающих участие в процессе предоставления дополнительных платных образовательных, медико-социальных и других услуг дифференцировано.

8.9. Педагогическим работникам автономного учреждения в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячно денежная компенсация.

8.10. Для педагогических работников автономного учреждения устанавливается продолжительность рабочего времени в соответствии с законодательством.

8.11. Трудовые отношения с работниками автономного учреждения, помимо оснований прекращения трудового договора по инициативе администрации автономного учреждения, предусмотренного статьями Трудового кодекса Российской Федерации, могут быть прерваны по «Дополнительному основанию прекращения трудового договора с педагогическим работником» по статье 336  Трудового кодекса Российской Федерации:

8.11.1. повторное в течение одного года грубое нарушение Устава;

8.11.2. применение, в том числе однократного, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью воспитанника;

8.11.3. появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

Увольнение по настоящим основаниям может осуществляться администрацией без согласия с профсоюзным комитетом.

9. РЕГЛАМЕНТАЦИЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

9.1. Деятельность автономного учреждения регламентируется следующими видами локальных актов:

9.1.1. Приказами и распоряжениями заведующего.

9.1.2. Правилами внутреннего распорядка.

9.1.3. Положением о Педагогическом Совете.

9.1.4. Положением об общем родительском собрании либо конференции – собрании.

9.1.5. Договором между автономным учреждением и родителями (законными представителями) ребенка.

9.1.6. Должностные инструкции работников.

9.1.7. Положение об аттестационной  комиссии.

9.1.8. Инструкции по технике безопасности, пожарной безопасности, основы безопасности жизнедеятельности детей и правила работы на травмоопасных участках, рабочих местах.

9.1.9. Положение о платных дополнительных образовательных услугах.

9.1.10. Положение о предпринимательской деятельности.

9.1.11. Коллективный договор.

9.1.12. Положения о заработной плате и стимулирующих выплатах.

9.1.13. Положение о премировании.

9.1.14. Иные локальные акты, не противоречащие Уставу и действующему законодательству.

 

10. РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ

АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 

 

10.1. Автономное учреждение может быть реорганизовано и ликвидировано в случаях и порядке, предусмотренных в Гражданском кодексе Российской Федерации, в Федеральном законе «Об автономных учреждениях» и в иных федеральных законах.

10.2. Реорганизация автономного учреждения может быть осуществлена в форме:

10.2.1. слияния двух или нескольких автономных дошкольных образовательных  учреждений;

10.2.2. присоединения к Учреждению одного автономного учреждения или нескольких учреждений муниципальной собственности

7 ноября 2013 в 15:48

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.