Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад №16 "Петушок"

Программа "Развитие"

8429cce6bf655906f462792d9d02e13a.jpg

 

Содержание программы

Введение………………………………………………………………………………….3

1. Паспорт Программы …………………………………………………….….…..… 6

2. Информационная справка ……………………………………..………………... 8

3. Проблемный анализ деятельности ДОУ и потенциальных возможностейперехода на современную модель дошкольного образования ……………. 9

3.1. Анализ результатов образовательного процесса ………………............. 10

3.2 Анализ материально-технических и финансовых ресурсов ДОУ………13

3.3 Анализ кадрового состава и условий труда работников………………14

3.4. Прогноз тенденций изменения социального заказа, социальной среды,

ресурсных возможностей ……………………………………………………........ 15

3.5. Определение возможных путей решения проблем ………………………17

4. Концепция развития ДОУ …..……………………….…………….............. 18

4.1. Модель педагога детского сада (как желаемый результат) ………… 21

4.2. Эталонная модель выпускника дошкольной образовательной организации(как желаемый результат) ……………………………………………...………… 22

4.3. Модель будущего детского сада (как желаемый результат) ……………...23

4.4. Стратегия развития дошкольной образовательной организации …...… 24

4.5. Механизм реализации Программы развития ……………………………  24

4.6.Критерии оценки эффективности и реализации  Программы развития ДОУ…………………………………………………………………………................ 26

5. Основные направления Программы развития ДОУ……………...……… 26

6. Ожидаемые результаты ………………………………………………………… 32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Целевыми установками образовательной политики государства на современном этапе стало осуществление комплекса мероприятий, направленных на повышение качества образовательной услуги, рост профессиональной компетентности педагога – как основного ресурса развития системы образования. Эффективное решение этих задач возможно только в учреждении, готовом работать в инновационном режиме, конкурентоспособном на рынке образовательных услуг.

Программа развития была спроектирована исходя из конкретного анализа исходного состояния детского сада, территориальной специфики (возможности внешнего окружения детского сада), специфики контингента детей, потребности родителей воспитанников в образовательных услугах, а также с учетом возможных рисков, возможных в процессе реализации программы.

Приняв за основу идею самоценность дошкольного периода детства, мы считаем, что педагогический процесс необходимо строить в двух взаимосвязанных направлениях - подготовка ребенка к будущей жизни и забота о его полноценном детстве.

При разработке программы был использован мониторинг состояния деятельности учреждения, результат этого метода составляет общий результат программы.

Для разработки Программы развития была создана творческая группа, деятельность которой включала несколько этапов:

• Анализ внутренней среды (сильные и слабые стороны ДОУ, соответствие его результативности современным требованиям) и внешней среды (анализ образовательной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровне и анализ социального заказа микросоциума).

• Разработка концепции образовательного учреждения, которая включает в себя: миссию ДОУ, его философию, образ педагога и выпускника ДОУ.

• Определение стратегических целей и задач.

Кроме этого деятельность творческой группы основывалась на следующих принципах:

- Принцип системности означает, что все элементы образовательного учреждения взаимосвязаны и их деятельность направлена на достижение общего результата.

- Принцип участия, т.е. каждый сотрудник ДОУ должен стать участником проектной деятельности, планы (проекты) дошкольного учреждения становятся личными планами (проектами) педагогов, возрастает мотивация сотрудников на участие в общей деятельности, что сказывается на качестве конечного результата.

- Принцип непрерывности. Процесс планирования и проектирования в ДОУ осуществляется педагогами постоянно, разработанные проекты непрерывно приходят на смену друг другу.

- Принцип гибкости заключается в придании проектам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.

-Принцип точности. Проекты должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности ДОУ.

 

Основное предназначение программы

- Определение факторов, затрудняющих реализацию образовательной деятельности ДОУ, и факторов, представляющих большие возможности для достижения поставленных целей развития ДОУ.

- Построение целостной модели будущего дошкольного учреждения, ориентированного на обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства в образовании, развитии, поддержании и укреплении здоровья;

- Определение направлений и содержания инновационной деятельности учреждения.

- Формирование сбалансированного ресурсного (нормативно-правового, научно-методического, кадрового и финансового) обеспечения, сопряжение его с целями и действиями деятельности ДОУ.

- Обеспечение условий для непрерывного повышения профессионализма всех субъектов образовательной деятельности ДОУ.

Качественные характеристики программы

Актуальность - программа ориентирована на решение наиболее значимых проблем для будущей (перспективной) системы образовательного процесса детского сада.

Прогностичность - данная программа отражает в своих целях и планируемых действиях не только настоящие, но и будущие требования к дошкольному учреждению. Наряду с этим просчитываются и риски, возникновение которых возможно при реализации программы, намечается соответствие программы изменяющимся требованиям и условиям, в которых она будет реализоваться.

Рациональность - программой определены цели и способы получения максимально возможных результатов.

Реалистичность - программа призвана обеспечить соответствие между желаемым и возможным, т.е. между целями программы и средствами их достижений.

Целостность - наличие в программе всех структурных частей, обеспечивающих полноту состава действий, необходимых для достижения цели (проблемный анализ, концептуальные положения и стратегия развития, план действий и предполагаемые результаты).

Контролируемость - в программе определены конечные и промежуточные цели и задачи, которые являются измеримыми, сформулированы критерии оценки результатов развития ДОУ.

Нормативно-правовая адекватность - соотнесение целей программы и планируемых способов их достижения с законодательством федерального, регионального и местного уровней.

Индивидуальность - программа нацелена на решение специфических (не глобальных) проблем ДОУ при максимальном учете и отражении особенностей детского сада, запросов и потенциальных возможностей педагогического коллектива, социума и родителей.

1. Паспорт  Программы

 

Основаниядляразработкипрограммы

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании» в Российской Федерации;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях».

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного  образовательного стандарта дошкольного образования"

Приказ  Минобрнауки  России  от  08.04.2014  №  293  «Об  утверждении  Порядка  приема  на  обучение по  образовательным программам дошкольного образования» 

Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), (утверждена ФКС по общему образованию МО РФ 17.06.2003).

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации  и осуществления образовательной деятельности  по основным  общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»

Устав МАДОУ ЦРР - д/с № 16 «Петушок»

Назначениепрограммы

Программа развития предназначена для определения перспективных направлений развития образовательного  учреждения на основе анализа работы  ДОУ за предыдущий период.

В ней отражены тенденции изменений, охарактеризованы главные направления обновления содержания образования и организации воспитания.

Проблема

Развитие дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации новой государственной образовательной политики, основными ориентирами которой являются: формирование российской идентичности; создание условий для сохранения, приумножения культурных и духовных ценностей народов России; понимание зависимости изменения качества человеческого ресурса от изменения качества образования; становление открытой, гибкой и доступной системы образования.

Недостаточная готовность и включённость родителей в управление качеством образования детей через общественно — государственные формы управления.

Необходимость интенсификации педагогического труда, повышение его качества и результативности педагогов к применению современных образовательных технологий.

Необходимость создания сферы дополнительных образовательных услуг (в том числе платных)

 

Срокиреализациипрограммы

Программа реализуется в период 2016-2020гг.

Название

Программа развития  муниципального автономного  дошкольного образовательного учреждения центр развития ребенка детский сад № 16 «Петушок»  на 2016-2020гг

Авторы

Заведующий Галицкая Светлана Петровна

Рабочая группа педагогов  ДОУ

Цель

Создание в детском саду системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного физического  развития детей, как основы их успешного обучения в школе в условиях интеграции усилий семьи и детского сада.

Задачи

  1. Повышение эффективности использования средств информатизации в образовательном процессе.
  2. Совершенствование материально-технического и программного обеспечения.
  3. Сохранения, приумножения культурных и духовных ценностей народов России, семейных традиций.

4. Развитие физкультуры и спорта для сохранения здоровья детей

  1. Развитие системы управления ДОУ на основе повышения компетентности родителей по вопросам взаимодействия с детским садом

Финансовоеобеспечениепрограммы

Рациональное использование бюджета

Спонсорская помощь, благотворительность

Внебюджетные источники

участие в целевых программах муниципального и краевого уровня

Ожидаемыерезультаты:

повышение компетентности педагогов в области применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

обеспечение разностороннего, полноценного развития каждого ребенка на основе его психологических и индивидуальных особенностей

создание базы методических разработок с использованием ИКТ для развития творческого потенциала ребенка в условиях ДОУ

укрепление здоровья детей, развитие потребности ЗОЖ

доступность системы дополнительного образования

сформировать качественные ключевые компетенции, способствующие успешному обучению ребёнка в школе

создание системы  управления учреждением, способной повысить качество образования дошкольников, расширить долю внебюджетного финансирования

повышение педагогической культуры родителей

повышение уровня материально-технической оснащенности учреждения

Адрессайта  в Интернете

ds.16petushok@yandex.ru

Руководитель

Галицкая Светлана Петровна

 тел.8(86158) 2-32-48

 

 

2. Информационная справка

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад  № 16 «Петушок» находится по адресу: 352360, Краснодарский край, Тбилисский район, станица Тбилисская, ул. Переездная 59,

МАДОУ ЦРР -  д/с № 16 «Петушок» является юридическим лицом, имеет печать, штамп со своим наименованием. Осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом РФ «Об образовании», ФГОС, Уставом дошкольного образовательного учреждения.

Дошкольное учреждение имеет Лицензию от 02 мая 2012 года № 03933, выданную Министерством образования и науки Краснодарского края,  Приложение к лицензии на осуществление образовательной деятельности, приказ Министерства образования и науки Краснодарского края от 03.03.2015года № 791, Устав дошкольного учреждения, утвержденный постановлением муниципального Образования Тбилисский район от 25 июня 2015 года № 453.

ДОУ построено и введено в эксплуатацию в 1982 году..

В настоящее время охват воспитанников составляет -93 ребенок. В здании учреждения  расположен музыкальный зал, спортивный, кабинет изо руководителя,  методический кабинет.

В зависимости от потребности при ежегодном комплектовании количество воспитанников  может меняться.

Площадь территорий детского сада огорожена и озеленена деревьями, кустарниками и многолетними цветами. На территории расположены  прогулочные участки, спортивная площадка. Участки оснащены стационарным игровым оборудованием, отделены друг от друга зелеными насаждениями.

На территориях имеется хозяйственная зона. В летнее время года высаживается огород, разбиваются клумбы и цветники.

Режим работы учреждения – 10,5 часов (с 7.00 до 17.30)

Рядом с дошкольным учреждением располагается МБОУ СОШ № 7, МБДОУ ЦРР –д/с № 15 «Светлячок» В населенном пункте есть спортивный стадион, клуб и библиотека. Это создает благоприятные возможности  для активного взаимодействия.

Важным условием высокой результативности учебно-воспитательного процесса является кадровое обеспечение. В учреждении работает 26 человек. Из них педагогов -12 человек. Также осуществляют учебный процесс следующие специалисты: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог Младший обслуживающий персонал включает в себя: 3 повара, 5 младших воспитателя, 1 заведующий хозяйством, 1 старшая медицинская сестра

3 сторожа, рабочий РКОРЗ 1 человек, машинист по стирке и ремонту спецодежды. Детский сад имеет лицензию на образовательную деятельность, а также бессрочную лицензию на медицинскую деятельность.

В ДОУ реализуются:

- программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (2016 год);

Базовая оздоровительная программа

- Проект «Организация деятельности воспитанников в группе казачьей направленности»

Программа «Юный исследователь»

Педагоги ДОУ принимают участие

- в различных муниципальных конкурсах, имеют  грамоты.

- в работе муниципальных методических объединений и семинаров

  Взаимодействуют с семьями родителей при помощи:

v Пропаганды педагогических знаний;

v Совместных мероприятий.

Реализация программы предполагает активное взаимодействие ДОУ со следующими учреждениями:

v  Управлением образования администрации МО Тбилисский  район;

v  МКУ «ЦО Тбилисского района»

v  Дошкольными учреждениями Тбилисского района;

v  МБОУ СОШ № 7

v  ЦВЭД ТЮЗ;

v  КДЦ;

v  Храм Андрея Первозванного  района

v  МБУЗ Тбилисская ЦРБ

v  Казачье Хуторское общество Тбилисского района

Коллектив детского сада в течение последних лет уделял внимание следующим проблемам:

 - формирование основ по нравственно-патриотическому воспитанию

 - совершенствование условий для физического развития детей;

 - формирование осознанных навыков поведения, ориентированных на моральные ценности, через традиции семьи;

 - создание условий для продуктивной опытно – экспериментальной деятельности детей.

В работе коллектива ДОУ приоритетными стали следующие направления:

 - нравственно-патриотическое

 - обеспечение психологического благополучия и физического развития;

-опытно-исследовательское, экспериментальное.

3. Проблемный анализ деятельности ДОУ и потенциальных возможностей перехода на современную модель дошкольного образования

Образовательная политика государства и социальный заказ современной семьи выдвигают к образовательному учреждению современные требования, которые предполагают системные изменения в содержании образования, управлении, кадровом ресурсе, внешних связях.

Образовательная политика и социальный заказ дают основания для анализа жизнедеятельности детского сада, выявления его сильных и слабых сторон.

Деятельность ДОУ в режиме развития — целенаправленный, закономерный, непрерывный процесс перехода учреждения в качественно новое состояние, характеризующийся разноуровневой организацией, культурно-творческой направленностью и использованием постоянно расширяющегося потенциала развития.

3.1 Анализ результатов образовательного процесса

Особое внимание уделяется в детском саду созданию здоровье сберегающей среды.

Целенаправленная физкультурно-оздоровительная работа позволила нам достичь положительных результатов в снижении уровня заболеваемости дошкольников.

Все дети наблюдались в течение учебного года, как и в предыдущие годы, старшей медицинской сестрой. Все дети ДОУ 1 раз в год проходят углубленный медицинский осмотр с привлечением специалистов узкого профиля. Все случаи  заболеваемости по обращаемости и справкам из педиатрического отделения МБУЗ ЦРБ Тбилисского района регистрируются медицинской сестрой  ДОУ. В конце каждого года эти сведения обобщаются.

Нами было изучено и проанализировано состояние здоровья детей ДОУ.

За последнее время ухудшение состояния здоровья детей  не отмечалось. Показатели заболеваемости ОРЗ и другими инфекционными заболеваниями, за последние три года, не увеличились и стали ниже.

Организовано в ДОУ рациональное сбалансированное питание детей, которое осуществляется согласно разработанному и утвержденному 10-дневному меню.

Персонал пищеблока аттестован, прошел санитарно-гигиеническое обучение.  Для родителей, с целью ознакомления с основами оформлены стенды в  группе детского сада с информацией о питании.

Деятельность оздоровительно-образовательного характера систематическая и комплексная, отвечает потребностям ребенка в игре, движении, в познании своих физических возможностей, самореализации.

Для сохранения здоровья ребенка ведется работа по объединению усилия всех воспитывающих ребенка взрослых: родителей, воспитателей. Создаются условия для приобщения детей к традициям и ценностям здорового образа жизни, формирования привычки заботиться о своем здоровье. Даются знания, умения и навыки для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.

Освоению культуры здоровья способствуют следующие условия, созданные в ДОУ:

— развивающая предметно-игровая и физкультурно-оздоровительная среда;

— благоприятный психологический климат в педагогическом коллективе и детской группе;

— применение здоровьесберегающих технологий при реализации образовательной программы;

— взаимодействие всех сотрудников ДОУ при решении задач формирования у детей культуры здоровья;

— сотрудничество всех субъектов образовательного процесса.

Анализ педагогической работы показал, что только физически развитые и практически здоровые дети достигают успехов и вершин познания мира.

Из бесед с дошкольниками установлено, что у них формируется осознанное отношение к своему здоровью, потребность в здоровом образе жизни, дети активны в самостоятельном процессе познания мира.

Дети имеют представления:

— о витаминах, полезных продуктах, правильном питании, их роли в жизни человека;

— что такое витамины, в чем они содержатся и как влияют на здоровье;

— что такое правильное питание; какие продукты считаются полезными, а какие — неполезными;

— что такое режим, гигиена и закаливание;

— что такое микробы и вирусы;

— какие бывают болезни, что их вызывает;

Необходимо дать более подробное представление таким понятиям, как:

— что такое здоровье и как его сберечь;

— какие органы есть у человека, как они «работают»;

— как заботиться о сердце;

— какой бывает вода, какая полезна для здоровья;

— как правильно оказать себе первую помощь;

— как предупреждать болезни (закаливание, вакцинация, здоровый образ жизни)

— что такое аптека, для чего она нужна;

— что такое лекарственные растения.

Недостаточно четко выстроена работа с родителями по формированию ответственности за сохранение здоровья у своих детей, которые зачастую используют информацию из интернета не только с пользой, но и во вред ребенку.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности:

 -развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ;

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе (ФГОС ДО п.2.6.).

В ДОУ осуществляется психолого-педагогическое сопровождение ребенка, обеспечивающее развитие индивидуальных особенностей. Ведется работа по социально-эмоциональному развитию дошкольников, через эстетический цикл. Дети приобщаются к миру других людей, сопереживая им и подражая их поведению.

Психологическая деятельность осуществляется в следующих аспектах:

• Теоретико-прикладное направление, изучающее психологическое развитие и формирование личности дошкольника.

• Практический аспект – работа с детьми, педагогами и родителями по решению конкретных проблем.

Основная цель деятельности развитие интеллектуальных и личностных качеств дошкольников, повышение психолого – педагогической компетентности педагогов и родителей..

Изучение эмоционально-чувственной сферы ребенка ведется на основе наблюдений его деятельности, общения. В наше время, когда растет нагрузка на детей, очень важно научить их выражать чувства и эмоции, научить методам эмоциональной разгрузки, научить понимать эмоциональное состояние других людей, научить адекватно, выражать свое состояние. В группе разнообразная развивающая среда и комфортная обстановка. В ДОУ и на территории также создана развивающая среда с учетом интересов и потребностей детей.

В детском саду свободный выбор детям обеспечен в игровой и в самостоятельной деятельности. Реализуется элементарное правовое просвещение родителей, сотрудников, детей, направленное на расширение правовой осведомленности. Педагоги побуждают детей всех возрастов проявлять активный познавательный интерес к миру, своему окружению; способствует усвоению норм и правил поведения, развитию чувств ответственности.

Технология формирования осознанного выбора еще недостаточно хорошо отработана.

Наличие в ДОУ родителей (законных представителей) с потребительским отношением к процессу образования, воспитания и развития их детей, с пассивным отношением к участию в мероприятиях, в управлении ДОУ;

 

 

Анализ состояния внутренней среды ДОУ

Положительноевлияние

Отрицательноевлияние

Внутренняясреда

Сильные стороны

Слабые стороны

- Утверждена образовательная программа с учетом особенностей ДОУ и социума, в основе планирования воспитательно-образовательной работы – анализ условий, потребностей, особенностей ДОУ;

- Низкий уровень осведомленности родителей в области здорового образа жизни, нравственно-патриотического воспитания, духовной культуры, отсутствие инициативы участия в воспитательно-образовательном процессе;

- Недостаточное использование педагогами ИКТ

- Отсутствие специалистов (логопеда)

Внешняясреда

Возможности

Угрозы

- Возможность осуществления тесного контакта со школой, учреждениями культуры (клуб, библиотека)

- Нестабильная политическая и экономическая обстановка в стране, влекущая за собой сокращение бюджетного финансирования сферы образования.

- Отсутствие градообразующих предприятий на территории поселения, способных оказать материальную поддержку;

- Отрицательное влияние интернета на педагогическую компетентность родителей.

3.2 Анализ материально-технических и финансовых ресурсов ДОУ

Состояние материально-технической базы ДОУ соответствует педагогическим требованиям, современному уровню образования и санитарным нормам. Все базисные компоненты развивающей предметной среды детства включают оптимальные условия для полноценного физического, художественно-эстетического, познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей.

Предметно-развивающая среда в ДОУ создается в соответствии с ФГОС ДО и ООП детского сада. Постоянно модернизируется согласно потребностям и возможностям детей и родителей, соответствует всем требованиям безопасности. Групповая оснащена игровым оборудованием согласно требованиям программы.

Степень оснащенности ДОУ игровым и учебным оборудованием, хозяйственным оборудованием и инвентарем, необходимыми помещениями, позволяет обеспечить его функционирование, реализовать все поставленные программные задачи.

Средний объем бюджетного финансирования позволил улучшить материально-техническую базу.

Внебюджетное финансирование, использовалось в полном объёме на приобретение необходимых средств по присмотру и уходу. Это позволило качественно и бесперебойно обеспечивать соблюдение санитарно-эпидемиологического режима учреждения (приобретение чистящих, моющих, дезинфицирующих средств).

Объемы бюджетного и внебюджетного финансирования на 2016 год не изменились

 

Анализ материально-технических и финансовых ресурсов ДОУ

 

Положительноевлияние

Отрицательноевлияние

Внутренняясреда

Сильные стороны

Слабые стороны

- Обеспеченность учреждения оборудованием для оказания услуги по присмотру и уходу на 95%.

- Средний уровень оснащения учебного процесса, предметно-развивающей среды;

- Уменьшение контингента воспитанников, что влечет уменьшение бюджетного (подушевого) и внебюджетного (родительская плата) финансирования

Внешняясреда

Возможности

Угрозы

- Введение подушевого финансирования

- Нестабильная политическая и экономическая обстановка в стране, влекущая за собой сокращение бюджетного финансирования в различных сферах деятельности.

- Состояние социума, низкий уровень жизни семей.

 

 

3.3 Анализ кадрового состава и условий труда работников

Анализируя профессиональный уровень по квалификационным категориям, хотелось бы видеть в перспективе педагогические кадры только с первой и высшей категорией.

Педагогический коллектив ДОУ мобильный, работоспособный, в нем заложены большие потенциальные возможности. В дальнейшем планируется повысить образовательный и квалификационный уровень воспитателей с учетом новых требований и новых законодательных документов.

Средний возраст педагогов – 36 лет. А это значит, что в коллективе самым благоприятным образом сочетается молодой задор, уверенность зрелости и опыт мудрости. Команда единомышленников, педагоги в содружестве с родительской общественностью и социальными партнерами способны решать задачи модернизации образования в рамках современных требований, определять стратегию развития ДОУ как инновационного образовательного учреждения.

Администрация ДОУ регулярно направляет педагогов на курсы повышения квалификации. В детском саду разработан график переподготовки педагогических кадров.

В ДОУ созданы традиции, полноценное пространство и система комплексного сопровождения индивидуального развития ребенка:

-насыщенное и безопасное развитие и существование детей,

-взаимодействие взрослого и ребенка в образовательном пространстве,

-приоритет развивающих и воспитательных задач

Все это свидетельствует о положительной работе администрации, направленной на личностно-профессиональный рост всего коллектива

Анализ состояния кадров ДОУ

 

Положительноевлияние

Отрицательноевлияние

Внутренняясреда

Сильные стороны

Слабые стороны

- Полная укомплектованность штата ДОУ.

-Уровень профессиональной подготовки помощников воспитателя соответствует квалификационным требованиям

- - Уровень квалификации педагогов – 40 % педагогов имеют специальное образование по профилю«педагогика дошкольного образования».

- Отсутствие в штате узких специалистов необходимых для реализации целей и задач Программы развития.

Внешняясреда

Возможности

Угрозы

- Возможность повышения квалификации педагогических кадров

- Возможность профилактики риска неукоплектованности штата и снижения уровня квалификации кадров за счет материального стимулирования

- Нестабильная политическая и экономическая обстановка в стране, влекущая за собой сокращение бюджетного финансирования сферы образования.

- Падение уровня квалификации педагогов из-за снижения мотивации к профессиональному развитию

3.4. Прогноз тенденций изменения социального заказа, социальной среды, ресурсных возможностей.

Необходимость разработки данной Программы развития определяется действием как внешних, так и внутренних факторов.

Стратегия модернизации образования, одобренная Правительством РФ, ставит для общего образования новые ориентиры в образовательных и воспитательных целях ДОУ. Эта стратегия модернизации задает новые требования. В первую очередь, главным результатом образования должна стать его соответствие целям опережающего развития. Дети должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и осознавать возможности.

Для достижения указанных результатов выдвигаются следующие приоритетные взаимосвязанные задачи:

- обеспечение доступности дошкольного образования, равных стартовых возможностей каждому ребенку дошкольного возраста с учетом потребностей и возможностей социума;

- достижение нового современного качества дошкольного образования;

- повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

- развитие образования как открытой государственно-общественной системы и повышения роли всех участников образовательного процесса - дошкольника, педагога, родителя, образовательного учреждения.

- системы поддержки талантливых детей.

Смена парадигмы образования от традиционной к личностно ориентированной, переход образования на новые федеральные государственные образовательные стандарты требуют от ДОУ совершенствования, изменения; от каждого педагога - становление его как профессионала, глубоко знающего свою работу и легко ориентирующегося в инновациях, психологических процессах, владеющего современными технологиями.

Одной из составляющей консолидированного заказа является социальный заказ микросоциума, который выглядит следующим образом:

Требования к компетенциям выпускника ДОУ

• Готовность к выбору

• Современное системное и проектное мышление

• Коммуникативные компетенции

• Толерантность

• Развитие индивидуальности

• Мобильность и готовность обучаться в течение всей жизни

• Правовая культура

• Гражданская позиция

• Ответственное отношение к здоровью

• Эмоционально-комфортное состояние

Требования к условиям в образовательном учреждении.

• Здоровьесбережение всех участников образовательного процесса

• Преемственность

• Открытость ДОУ

• Участие общественности в системе оценки качества образования

• Непрерывное повышение профессионального уровня сотрудников

Родители воспитанников  готовы участвовать в жизни ДОУ, большинство из них хотят быть непосредственными помощниками в жизнедеятельности группы.

В целом многие родители владеют достаточными психолого-педагогическими знаниями, но часто эти знания не систематизированы, без учета возрастных особенностей, иногда носят спорный характер, т.к. источником является, в основном, интернет. Это означает, что требования таких родителей высоки, но без учета стандартов дошкольного образования, поэтому им необходима компетентная и адекватная информационно-консультативная помощь.

Однако есть родители, которые не могут четко сформулировать свои требования и ожидания к детскому саду. Мы это понимаем, как то, что уровень информированности данных родителей о жизнедеятельности ДОУ и его возможностях не позволяет им воспринимать нас как квалифицированных консультантов и помощников при решении проблем воспитания ребенка. Значит, одной из задач детского сада является повышение информированности и заинтересованности родителей.

 

 

3.5. Определение возможных путей решения проблем

Таким образом, осуществляя проблемный анализ от результата к процессу и условиям, отмечая факторы роста инновационной деятельности ДОУ, необходимы системные изменения в образовательном учреждении и в формировании компетенций выпускника ДОУ.

Наиболее актуальными проблемами в ДОУ являются:

- правовая культура всех участников образовательного процесса не в полной мере соответствует современным требованиям и не всегда обеспечивает их правовое поведение.

- не в полной мере отработана система здоровьесбережения сотрудников.

- не у всех педагогов достаточно высокий уровень профессионализма и компетентности владения навыками исследовательской работы.

- родительская общественность не достаточно включена в планирование и оценку качества работы ДОУ.

Выделенные проблемы и пути их решения определяют перспективы развития ДОУ. Обновления и реконструкции образовательного процесса не могут пройти одномоментно. Программа развития на 2016-2020 г.г. призвана осуществить переход от актуального развития ДОУ к инновационному, постепенно, обдуманно исключая стрессы и перегруженность деятельности, тем самым, делая этот переход психологически комфортным для всех участников педагогического процесса.

Направления деятельности, подвергшиеся анализу

Возможные пути решения

Анализ результатов

охраны и укрепления физического и

психического здоровья воспитанников

- ввести в работу с детьми эффективные технологии (здоровьесохраняющие, здоровьеукрепляющие в гармоничном сочетании с педагогическими технологиями);

- совершенствовать, корректировать индивидуальные образовательные программы с учетом динамики развития ребенка и возможностей ДОУ;

Анализ результатов

образователь-ного процесса в ДОУ

- совершенствовать работу педагогического коллектива (искать эффективные формы) по развитию у детей коммуникативных навыков, интеллектуальных способностей, умений самостоятельно усваивать знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и самим собой, способностей, предлагать собственный замысел и самостоятельно воплощать его в продуктивной деятельности;

- осуществлять поиск эффективных путей взаимодействия с родителями детей нового поколения, привлечение их к совместному процессу воспитания, образования, оздоровления, развития детей, используя наряду с живым общением (безусловно, приоритетным), современные технологии (Интернет ресурсы, участие в разработке и реализации совместных педагогических проектов)

Анализ кадрового

обеспечения образователь-ного процесса

- создать условия для успешной аттестации и увеличения числа педагогов и специалистов с первой квалификационной категорией, соответствие занимаемой должности и полное исключение педагогов без категории; перепрофилирование педагогических кадров;

- создать условия для стабильной работы педагогического коллектива

- организовать мероприятия, способствующие повышению педагогической компетентности помощников воспитателей, обучить их взаимодействию с детьми на основе сотрудничества, взаимопонимания.

Анализ материально

– технического и

финансового обеспечения ДОУ

изыскание дополнительных финансовых средств для осуществления поставленных задач за счет привлечения спонсорских средств, введения дополнительных платных услуг.

 

Угрозы (опасности):

- угроза отставания в темпах внедрения инноваций в образовательный процесс;

- отсутствие ключевых компетенций в области информатизации образовательной среды у отдельных педагогических работников;

- трудности в получении платных дополнительных услуг (часть контингента воспитанников из неполных, материально необеспеченных, «неблагополучных» семей);

- стереотипность мышления педагогов.

 

Раздел 4. Концепция развития ДОУ

 

В настоящее время одним из наиболее перспективных направлений в системе дошкольного образования является поиск путей, обеспечивающих интеграцию образовательного процесса, ориентированного на развитие личности и предусматривающего в своей основе личностно-ориентированную модель образования. Это предполагает существование между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнерства, нацеливает работников образовательных учреждений на творческое отношение к своей деятельности, формирует у них потребность к постоянному саморазвитию и самостановлению.

В этой связи перед практическими работниками детского сада встала задача создания единой системы образовательно-оздоровительного процесса, построенной на интегративной основе. Должны быть разработаны не только принципы целостного подхода к содержанию образования и оздоровления, но и личностно-ориентированной организации педагогического процесса, направленного на оздоровление и развитие ребенка с проблемами здоровья.

В детском саду образовательный процесс должен строиться вокруг ребенка, обеспечивая своевременное формирование возрастных новообразований детства, развитие компетентности, самостоятельности, творческой активности, гуманного отношения к окружающим, становление личностной позиции, получение ребенком качественного образования как средства для перехода на последующие возрастные ступени развития, обучения и воспитания.

Методологическую основу концепции составили положения, представленные в работах Л.С. Выгодского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, Ю.Ф. Змановского.

Проектирование личностно-ориентированной образовательно-оздоровительной системы начинается с выбора и осмысления базовых ценностей, которые отражают потребностии интересы развивающейся личности, связывают образовательный процесс с социокультурным окружением, задают ориентиры развития образовательного учреждения в оптимальном направлении.

Ведущими ценностями при разработке концепции для нас стали: ценность здоровья, ценность развития, ценность детства и ценность сотрудничества, которые, с одной стороны, выражают приоритеты современной гуманистической педагогики, с другой стороны, выступают содержанием целостного освоения мира ребенком.

Ценность здоровья требует создания в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления здоровья детей (как физического, так и психического), приобщение их к ЗОЖ, формирования основ физической культуры и валеологической грамотности.

Ценность развития направляет внимание на построение развивающего образовательного процесса, в котором актуализируются достижения и жизненный опыт каждого ребенка, обеспечивается развитие индивидуальных способностей и потребностей, формируется в условиях личностного выбора готовность детей к саморазвитию и самообразованию через опытно – опытно-исследовательскую деятельность.

Ценность детства акцентирует внимание на том, что детство – это неповторимый, самоценный и отличающийся от взрослого период жизни, особая культура, характеризующаяся целостным мировосприятием, открытостью миру, чуткостью, эмоциональностью, непосредственностью, готовностью к образованию. Специфика детства требует бережного отношения к особенностям возрастного развития, к внутреннему миру ребенка, а также создания условий для взаимодействия и взаимообогащения детского и взрослого миров.

Ценность сотрудничества предполагает, что сотрудничество, партнерство, диалог, гуманное отношение рассматриваются как основной фактор образования и источник обновления образовательной системы.

Проектируемая нами модель образовательного процесса определяется концепцией, основные идеи которой:

1. Право каждого ребенка, как на полноценное развитие, так и на оказание ему помощи в соответствии с интеллектуальными особенностями.

2. Признание самоценности периода детства каждого ребенка, его уникальности и неповторимости.

3. Деятельность учреждения в режиме обновления содержания (реализация ФГОС, современных здоровьеформирующих технологий) и его организационных форм (новые формы дошкольного образования, комплекс дополнительных образовательных услуг).

Миссия дошкольного учреждения

Реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе.

Философия жизнедеятельности

Философия - это система смыслов и ценностей, которая определяет жизнедеятельность ДОУ в целом и поведение каждого сотрудника.

Мы убеждены, что принятая нами философия обеспечит выполнение миссии детского сада.

К ценностям детского сада относятся:

- Открытость, поддержка и сотрудничество. Педагоги в ДОУ делятся опытом, информацией, идеями, открыто обсуждают проблемы и находят вместе решения, их действия корректны и носят поддерживающий характер. Педагоги и родители открыто делятся информацией, обсуждают проблемы, соблюдая конфиденциальность (комментарии педагогов корректны и носят оптимистичный, позитивный характер), выстраивают профессиональные взаимовыгодные связи, открыто обсуждают профессиональные проблемы и оказывать поддержку и ищут пути их решении.

- Инновационность. Педагоги стремятся узнавать и осваивать новые, современные технологии уместно, деликатно, квалифицированно их интегрировать в жизнедеятельность ДОУ.

- Индивидуализация. Каждый участник образовательного процесса в ДОУ рассматривается как уникальная, неповторимая, своеобразная личность со своими особенностями, возможностями и интересами, поэтому мы стремимся создавать условия для раскрытия потенциала и индивидуальных особенностей каждой личности.

- Преемственность. Цели, задачи, содержание стиль взаимоотношения с ребенкомсогласуются между педагогами ступеней образования и между педагогами и специалистами ДОУ.

- Мобильность, гибкость – мы готовы изменять и совершенствовать педагогическуюпрактику, соответствовать потребностям и интересам семей, расширять перечень образовательных услуг. Традиции и стили семейного и общественного воспитания являются для нас равноценными и уникальный опыт, каждой из сторон используется для обогащения практики воспитания в семье и ДОУ.

- Здоровье. Здоровье мы понимаем как гармонию психического, физического и эмоционального состояния человека. Мы стремимся, чтобы здоровый образ жизни стал стилем жизни каждого участника образовательного процесса. Это обеспечивается здоровьесберегающими технологиями, разработкой и реализацией новых программ и проектов.

- Профессионализм и высокое качество образовательных услуг. Педагоги ДОУ стремятся в совершенстве овладеть профессиональными знаниями и умениями. Это достигается непрерывным обучением и постоянным повышением компетенций в разных формах.

 

4.1. Модель педагога детского сада (как желаемый результат)

Личность может воспитать только личность. Поэтому, в современных условиях важное значение приобретает образ педагога детского сада.

Анализируя основные цели и направления деятельности детского сада в будущем, можно определить следующую модель педагога детского сада.

Профессио-нализм воспитателя

• владеет основами необходимых знаний и умений согласно нормативным документам;

• свободно ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения, воспитания и здоровьеформирования, использует их как основу в своей педагогической деятельности;

• владеет умением планировать и оценивать уровень развития детей всей группы;

• владеет педагогической техникой: речью, умением сконцентрировать внимание детей на решение педагогических задач, используя личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми;

• проявляет творчество и интерес к педагогической деятельности;

• умеет работать с техническими средствами обучения, видит перспективу применения ИКТ в образовательном процессе;

• стимулирует активность детей в образовательной деятельности, их увлеченность познавательными и практическими заданиями, их потребность в самостоятельном добывании знаний, потребность к творческой переработке усвоенного материала;

• владеет способами оптимизации образовательного процесса путем включения в него новых форм дошкольного образования, расширения перечня дополнительных образовательных и оздоровительных услуг.

Организацион-но-методические умения

• включает родителей в деятельность, направленную на создание условий, способствующих развитию, оздоровлению и воспитанию их детей;

• формирует у родителей позитивное отношение к овладению знаниями педагогики и психологии;

• владеет навыками анализа, прогнозирования и планирования своей деятельности.

Личностные качества

• четко представляет себе цели и задачи, стоящие перед современным образованием, стремится к максимальному личному вкладу в скорейшее осуществление прогрессивных преобразований;

• имеет четко выработанную жизненную позицию, не противоречащую моральным нормам общества;

• обладает развитой  эмоциональной отзывчивостью на переживание ребенка, чуткостью, доброжелательностью, заботливостью, тактичностью;

• владеет педагогическим тактом, умеет сохранять личное достоинство, не ущемляя самолюбия детей, их родителей, коллег по работе;

• обладает рефлексивными умениями: умением размышлять над причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитании и обучении детей;

• креативен;

• воплощает идеи гуманизации педагогического процесса;

• развивает коммуникативно-адаптивные механизмы своей личности и личности ребенка с целью успешной интеграции в социуме;

• ведет работу по организации тесного взаимодействия медико-педагогического персонала учреждения, родителей и социума

 

 

4.2. Эталонная модель выпускника дошкольной образовательной организации (как желаемый результат)

Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком.

Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка - формирование базовой культуры его личности. Это позволит ему успешно овладеть видами деятельности и областям знаний на других ступенях образования.

Модель выпускника ДОУ

Нравственныйпотенциал

 

· хорошо ориентированный в правилах культуры поведения;

· охотно вступает в общение с окружающими;

· проявляет чувство собственного достоинства, самоуважения;

· владеет элементарным самоконтролем;

· проявляет стремление к самостоятельности;

· сформировано умение оценивать свои и чужие поступки с позиции общих ценностей.

Познавательныйпотенциал

 

· проявляет активный интерес к миру людей и предметов;

· любознателен;

· настойчив в поиске ответа на возникшие вопросы.

Физическийпотенциал

· устойчивый интерес к физическим занятиям;

· точно и энергично выполнять движения;

· владеет элементарными навыками здорового образа жизни и

безопасного поведения;

· не подвержен частым простудным заболеваниям;

· сформированы основные гигиенические навыки и привычки.

Коммуникативныйпотенциал

· сформированы основы культурного поведения;

·  умеет пользоваться способами мирного разрешения конфликтов;

· Гуманистическая направленность в поведении;

· Выражает готовность к сотрудничеству;

· сформированы предпосылки вхождения в более широкий социум.

Творческийпотенциал

· проявляет творчество в различных видах деятельности: играх, изобразительной, речевой, музыкальной деятельности;

· сформированы основы художественных способностей;

· развито воображение.

4.3. Модель будущего детского сада (как желаемый результат)

Модель нового модернизированного дошкольного образовательного учреждения должна представлять собой детский сад, имеющий опыт работы по развитию физических и психических функций организма, воспитанию детей от 1,5 до 7 лет, их социализации и самореализации.

Перспектива новой модели организации предполагает:

- обеспечение преемственности дошкольного образования и начальной ступени школьного образования в вопросах развития детей;

- личностно-ориентирова

17 ноября 2017 в 11:03

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.