Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад №16 "Петушок"

Инновационная деятельность программа по проектно-исследовательской деятельности "Юный исследователь"

 Муниципальное автономное дошкольноеобразовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад № 16 «Петушок»

 

                                                                                УТВЕРЖДЕНО:

                                                                           заведующимМАДОУ ЦРР –

д/с № 16 «Петушок»

                  С.П. Галицкая

 

ПРИНЯТО:

на заседании педагогическогосовета №  от « » ______ 2016года

 

 

ПРОГРАММА

  проектно-исследовательской  деятельности дошкольников

«Юныйисследователь»

 

Возрастная категория детей - от 3до 7 лет

Срок реализации – 3года

 

                                                                       

 

 

 

 


                                                        Тбилисская

                                                            2016г

 

 

 

 

 

 

Пояснительнаязаписка

 

                 Воспитатель!

  Тыоткрываешь ребенку неизведанный  мир!

                                                     Постарайся, чтобы он был расцвечен

                                                         Яркими красками, полон музыки и добра!

         Жизньсовременного дошкольного образовательного учреждения немыслима без серьезнойопоры на научные достижения в области педагоги, без внедрения новых технологий,ведения экспериментальной деятельности. Посколькумы являемся важным звеном в подготовке детей к обучению в школе, нам необходимознать, на что ориентировать выпускников, насколько меняется подход к обучению вшколе, что ожидает в будущем сегодняшних дошколят.
        Актуальностьисследовательской деятельности, в вопросах преемственности ДОУ и школы, сегодня осознаетсявсеми. ФГОС  нового поколения требует использования вобразовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельностиопределены как  одно из условийреализации основной образовательной программы начального общего образования.Современные развивающие программы начального образования включают  проектную деятельность в содержание различныхкурсов и внеурочной деятельности.

        Содержание проектно-исследовательской деятельности, накопленное вдошкольной педагогике, рассыпано по многочисленным программам, методическимразработкам, и педагогу надо суметь подобрать из имеющегося множества то, чтоучитывает, с одной стороны, задачи развития, а с другой стороны актуальныеинтересы детей.

Все это привело нас к выводу о том, чтонеобходимо так построить педагогический процесс, чтобы он дал наибольший результат в познавательном развитиивоспитанников, вызвал  желание детейдобывать знания самостоятельно.
         Одним из перспективныхметодов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектнойдеятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению ивоспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний,формирует навыки сотрудничества. Позволяет осуществлять  интегративный метод обучения, который длядошкольных учреждений, на данный момент, является  инновационным.

         В качестве формы интегративногопроцесса нами используются совместные тематические творческие проекты. Чтобыустранить барьеры между образовательными областями, их объединяем  вокруг главных понятий и тем. Это позволяетрассмотреть данную область с разных сторон, раскрыть взаимосвязи. Такимобразом, речь идет об интегрированном обучении как о системе, которая объединяет, соединяет знания в единое целое, наоснове чего и формируется у детей целостное восприятие мира.

 

        Программа«Юный исследователь»  направлена наорганизацию проектно-исследовательской работы дошкольников.

Цель:развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности испособности к самостоятельному экспериментированию

Задачи:

Вмладшем возрасте:

- вхождениедетей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

- активизация желанияискать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

- способностьпристальному и целенаправленному расследованию объекта;

- формированиеначальных предпосылокисследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

- формирование предпосылок поисковойдеятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможныеметоды решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данныеметоды, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различныхвариантов;

- развитие желания пользоватьсяспециальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместнойисследовательской деятельности;

- способность выдвигать гипотезы и самостоятельно сформулировать выводы.

Особенностьюданнойпрограммы является реализация педагогической идеи активизации интереса, формированиинавыков и умений детей в исследовательской деятельности на основе проектногоподхода.

 Новизнапрограммысостоит в том, что данная программа формирует первоначальные исследовательскиеумения детей, включает дошкольников  вактивную познавательную деятельность в лаборатории, в частности,исследовательскую через эксперимент.

 

  Ценность программы заключается в том, что дошкольники получают возможность погрузиться в тему одного проекта в рамкахсовместной исследовательской деятельности с педагогом в нерегламентируемыхусловиях образовательного процесса, и рассмотреть проблему через разные формыдеятельности.

  Ее актуальность основывается наинтересе, потребностях детей и их родителей. В программе удачно сочетаютсявзаимодействие детского сада с семьей, творчество и развитие, эмоциональноеблагополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организациейколлективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает кнаблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт,позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность

 

Ожидаемые результаты в ходе совместнойпроектно-исследовательской деятельности  воспитателя с детьми:

Воспитанники будут знать:

·                    Элементарныесведения о мироздании, связь между человеком и природой, назначении природы длячеловека, о живой и неживой природе;

·                    Основыбезопасности жизнедеятельности в природном окружении;

Воспитанники будут уметь;

·                    Различатьобъекты природы и объекты, не относящиеся к природе;

·                    Вестинаблюдения в природе под руководством воспитателя;

·                    Проводитьпроектно-исследовательскую деятельность с помощью педагога;

·                    Анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать;

·                    Оформлятьрезультаты своей проектно-исследовательской деятельности в форме альбомов,тематических выставок рисунков и фотографий, электронных презентаций, дневниковнаблюдений, макетов.

Воспитают в себе:

·                    Любознательность;

·                    Готовностьк сотрудничеству;

  Принципы реализации проекта:

Впроцессе работы по формированию у детей дошкольного возраста поисково –познавательной деятельности необходимо руководствоваться следующими принципами:

1.                 Принцип развития отражает четкую ориентациюпоисково-познавательной деятельности на развитие личности.

2.                 Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий дляполного проявления способностей каждого ребенка и своевременнойвоспитательно-образовательной работы.

3.                 Принцип природосообразностисвидетельствует о том, чтообразовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешнимусловиям.

4.                 Принцип диалогического общениякак неотъемлемого условиявзаимодействия субъектов поисково-познавательной деятельности, который отражаеттесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью,взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумноеусвоение.

5.                 Принцип доступности предусматривает осуществлениепоисково-познавательной работы с учетом особенностей возраста,подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развитиядетей.

6.                 Принцип системности. Достижение цели обеспечиваетсярешением комплекса задач  образовательнойи воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяетполучить прогнозируемый результат.

7.                 Принцип последовательностизаключается в постепенном повышениитребований в процессе поисково-познавательной деятельности.

Структура детскогоэкспериментирования в рамках проектно исследовательской программы:

1.                        Постановка проблемы, которую необходиморазрешить.
2.            Целеполагание (что нужносделать для решения проблемы).
3.            Выдвижение гипотез (поисквозможных путей решения).
4.            Проверка гипотез (сбор данных,экспериментирование, реализация в действиях).
5.            Анализ полученныхрезультатов (подтвердились ли гипотезы).
6.            Формулирование выводов.Я считаю, что особый интерес представляет интеграцияпо единому  тематическому проекту. Воснове которого лежит определенная проблема.


Этапы
проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

1. Формулирует проблему (цель).

При постановке цели определяется и продукт проекта.
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3. Формулирует задачу (нежёстко).

1.Вхождение в проблему.
2.Вживание в игровую ситуацию.
3.Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.

2 этап

4. Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать деятельность
6. Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие группы.
6. Распределение амплуа.

3 этап

7. Практическая помощь (по необходимости).
8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний, умений навыков.

4 этап

9. Подготовка к презентации.
10.Презентация.

8. Продукт деятельности готовят к презентации вместе с родителями.
9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Структура оформления проекта:

Освоениепрограммного материала «Юный исследователь» рассчитано на четыре учеб

18 ноября 2016 в 09:34

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.