Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад №16 "Петушок"
|
Авторизованная программа "Дары Фребеля"Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 16 «Петушок»
Утверждено на заседании педагогического совета МАДОУ ЦРР- д/с № 16 «Петушок» Протокол №______ от «___»___________ 2015 г
Авторизованная программа
«В мире геометрических фигур»
Составитель: Юлия Сергеевна Ватулина, педагог-психоло
ст. Тбилисская 2015 год
Пояснительная записка.
Программа «В мире геометрических фигур» - это авторизованная программа, которая разработана с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Познавательное развитие» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). С именем Фридриха Фрёбеля связано возникновение дошкольной педагогики как науки о воспитании детей. Его мнение: ребенок - носитель божественной сущности; его деятельность и поведение обусловлены инстинктами. Важнейший из них - стремление к деятельности; развитие совершается через самодеятельность, через «развертывание своей сущности. Важная составная часть педагогической системы Ф. Фрёбеля - методика воспитания ребенка в семье и детском саду. Для образовательно-воспитательных занятий с детьми Фрёбель придумал шесть «даров». Первый дар - шесть цветных шерстяных мячиков синего, красного, желтого, фиолетового, оранжевого и зеленого цветов, которые следует подвесить над постелью ребенка двух - трех месяцев, чтобы с их помощью он выучился различать цвета, воспринимать различные направления движений. Второй дар - деревянный шар, цилиндр и куб - предназначался для детей трех - четырех лет. Играя этими предметами, ребенок, по замыслу Фребеля, будет знакомиться с основными формами тел, с их весом, твердостью, подвижностью. Третий, четвертый дар - для детей старше четырех лет - деревянный куб, разделенный на 8 одинаковых кубиков. С его помощью ребенок получает представления о понятиях «число», «целое» и «часть», учится считать, строить из кубиков различные предметы. Пятый дар - это 27 кубиков, причем 21 - цельный; три разделены по диагонали, образуя 6 призм; еще три разделены на четыре призмы. Всего 39 фигур. Шестой дар - 27 деревянных кирпичиков. Из них 21 - целый, три разделены пополам поперек, а еще три разделены вдоль. Всего 33 бруска. Благодаря таким игрушкам ребенок, по мнению Фрёбеля, «получает собственно и ключ к уразумению внешнего мира, а также приобретает стимул к проявлению своего собственного внутреннего мира». Познавательное и сенсорное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). Знакомство с набором «Дары Фрёбеля» в различных сенсорных, сюжетных и конструктивных играх создаст необходимую базу для освоения игр с правилами, в которых развиваются необходимые качества мышления. Необходимой предпосылкой познавательного развития детей является целенаправленная коррекционно-развивающая деятельность по формированию и обогащению чувственного опыта ребёнка через совершенствование работы всех анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, осязательного (умения видеть, слышать, осязать и т.д.). Усвоение сенсорных эталонов - системы геометричес¬ких форм, величины, цветового спект¬ра и предусматривает данная программа. Отличительные особенности программы, ее актуальность.
Особенностью данной программы является то, что к набору «Дары Фрёбеля» прилагаются методические разработки с комплектами карточек игр. Каждая из игр, решая задачи образовательной области «Познавательное развитие», способствует решению задач из других образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». Большинство игр, предлагаемых для использования при решении задач образовательной области «Познавательное развитие» - это подвижные или малоподвижные игры. Часть игр носит ознакомительный, просветительский характер и поэтому является сюжетно-ролевыми.
Цель программы: развитие познавательных процессов и сенсорных навыков.
Задачи программы:
Коррекционно-развивающие: -развивать внимание, восприятие, память, логическое мышление, наблюдательность; -способствовать развитию восприятия цвета, формы, величины, размера; -развивать способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов, делать умозаключения.
Образовательные: -формировать первичные представления о свойствах и объектах окружающего мира; -обучать умению действовать по зрительному образцу, словесной инструкции; -активизировать устную речь, развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные: -реализовать самостоятельную творческую деятельность; -формировать благоприятный психологический климат группы. -воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься вместе. Основные принципы программы:
Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата. Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу. Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей. Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь. Принцип систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть предлагаемый материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок. Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Научности – заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина), в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов (например, шар, куб, призма, цилиндр, квадрат, прямоугольник, треугольник и пр.).
Условия и реализация программы
Программа ориентирована на детей 4-6 лет. Занятия проводятся в первой половине дня продолжительностью 25-30 минут. Форма организации подгрупповая/индивидуальная. Организация занятий строится с учетом психологического состояния ребенка, его темперамента, эмоционального фона, базы знаний и психологического вхождения в занятие.
В программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр: На восприятие формы; На целенаправленное развитие восприятия цвета; На восприятие качеств величины; На количество предметов; На развитие речи, мышления; На развитие первоначальных представлений о природе; Дары Фрёбеля.
Структура программы
Программа состоит из следующих этапов:
I. Предварительный этап
Включает в себя диагностику уровня развития сенсорных процессов. Набор групп для коррекционных занятий.
II. Основной этап Данный этап предполагает реализацию коррекционных занятий. Программа коррекционных занятий состоит из следующих разделов: -развитие крупной и мелкой моторики; -тактильно-двигательное восприятие; -кинестетическое и кинетическое раз¬витие; -восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов; -развитие зрительного восприятия и зри¬тельной памяти; -развитие слухового восприятия и слухо¬вой памяти; -восприятие пространства; -восприятие времени.
III. Заключительный этап На данном этапе проводится повторная диагностика, сравнение полученных данных, информирование педагогов и родителей о результатах коррекционно-развивающей работы.
Ожидаемые результаты В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию познавательных и сенсорных процессов дети должны научиться: -ориентироваться на сенсорные эталоны; -узнавать предметы по заданным признакам; -сравнивать предметы по внешним признакам; -классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению; -практически выделять признаки и свойства объектов и явлений; -давать полное описание объектов и явлений; -определять последовательность событий; -ориентироваться в пространстве; -целенаправленно выполнять действия по инструкции; -самопроизвольно согласовывать свои движения и действия; -опосредовать свою деятельность речью.
Содержание программы
№ п/п Тема Дата проведения Ответственный 1. «Большая стирка» сентябрь Ю.С.Ватулина 2. «Волшебный мешочек» 3. «В мире фигур» 4. «Капризная принцесса» 5. «Королевство кривых зеркал» октябрь Ю.С.Ватулина 6. «Туристический автобус» 7. «Почему я не …» 8. «Аптека» 9. «Зеркало» ноябрь Ю.С.Ватулина 10. «Подарок для друга» 11. «Гербы и флаги» 12. «Пир на весь мир» 13. «Джунгли» декабрь Ю.С.Ватулина
14. «Морские обитатели» 15. «Кормушка для птиц» 16. «Космос» 17. «Аэропорт» январь Ю.С.Ватулина 18. «На лугу»
29 июня 2016 в 14:04
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.