Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад №16 "Петушок"

Авторизованная программа "Дары Фребеля"

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  центр развития ребенка – детский сад № 16 «Петушок»


                             Утверждено

                                                                     на заседании педагогического совета

                                                              МАДОУ ЦРР- д/с № 16 «Петушок»

                                                                         Протокол №______ от

                                                                         «___»___________ 2015 г




Авторизованная программа 


«В мире геометрических фигур»





Составитель: Юлия Сергеевна Ватулина, педагог-психоло


ст. Тбилисская

2015 год


Пояснительная записка.


Программа «В мире геометрических фигур» - это авторизованная программа, которая разработана  с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Познавательное развитие» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).

С именем Фридриха Фрёбеля связано возникновение дошкольной педагогики как науки о воспитании детей. Его мнение: ребенок - носитель божественной сущности; его деятельность и поведение обусловлены инстинктами. Важнейший из них - стремление к деятельности; развитие совершается через самодеятельность, через «развертывание своей сущности. Важная составная часть педагогической системы Ф. Фрёбеля - методика воспитания ребенка в семье и детском саду. Для образовательно-воспитательных занятий с детьми Фрёбель придумал шесть «даров».

Первый дар - шесть цветных шерстяных мячиков синего, красного, желтого, фиолетового, оранжевого и зеленого цветов, которые следует подвесить над постелью ребенка двух - трех месяцев, чтобы с их помощью он выучился различать цвета, воспринимать различные направления движений.

Второй дар - деревянный шар, цилиндр и куб - предназначался для детей трех - четырех лет. Играя этими предметами, ребенок, по замыслу Фребеля, будет знакомиться с основными формами тел, с их весом, твердостью, подвижностью.

Третий, четвертый дар - для детей старше четырех лет - деревянный куб, разделенный на 8 одинаковых кубиков. С его помощью ребенок получает представления о понятиях «число», «целое» и «часть», учится считать, строить из кубиков различные предметы.

Пятый дар - это 27 кубиков, причем 21 - цельный; три разделены по диагонали, образуя 6 призм; еще три разделены на четыре призмы. Всего 39 фигур.

Шестой дар - 27 деревянных кирпичиков. Из них 21 - целый, три разделены пополам поперек, а еще три разделены вдоль. Всего 33 бруска.

Благодаря таким игрушкам ребенок, по мнению Фрёбеля, «получает собственно и ключ к уразумению внешнего мира, а также приобретает стимул к проявлению своего собственного внутреннего мира». 

Познавательное и сенсорное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). 

Знакомство с набором «Дары Фрёбеля» в различных сенсорных, сюжетных и конструктивных играх создаст необходимую базу для освоения игр с правилами, в которых развиваются необходимые качества мышления.

Необходимой предпосылкой познавательного развития детей является целенаправленная коррекционно-развивающая деятельность по формированию и обогащению чувственного опыта ребёнка через совершенствование работы всех анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, осязательного (умения видеть, слышать, осязать и т.д.). Усвоение сенсорных эталонов - системы геометричес¬ких форм, величины, цветового спект¬ра и предусматривает данная программа. 

Отличительные особенности программы, ее актуальность.


Особенностью данной программы является то, что к набору «Дары Фрёбеля» прилагаются методические разработки с комплектами карточек игр. Каждая из игр, решая задачи образовательной области «Познавательное развитие», способствует решению задач из других образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Большинство игр, предлагаемых для использования при решении задач образовательной области «Познавательное развитие» - это подвижные  или малоподвижные игры. Часть игр носит ознакомительный, просветительский характер и поэтому является сюжетно-ролевыми.


Цель программы: развитие познавательных процессов и сенсорных навыков.


Задачи программы:


Коррекционно-развивающие:

-развивать внимание, восприятие, память, логическое мышление, наблюдательность;

-способствовать развитию восприятия цвета, формы, величины, размера;

-развивать способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов, делать умозаключения.


Образовательные:

-формировать первичные представления о свойствах и объектах окружающего мира;

-обучать умению действовать по зрительному образцу, словесной инструкции;

-активизировать устную речь, развивать коммуникативные навыки.



Воспитательные:

-реализовать самостоятельную творческую деятельность;

-формировать благоприятный психологический климат группы.

-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься вместе.

Основные принципы программы: 


Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.

Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.

Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей.  

Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.  

Принцип систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть предлагаемый материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Научности –  заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина), в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов (например, шар, куб, призма, цилиндр, квадрат, прямоугольник, треугольник и пр.).


Условия и реализация программы


Программа ориентирована на детей 4-6 лет. Занятия проводятся в первой половине дня продолжительностью 25-30 минут. Форма организации подгрупповая/индивидуальная. 

Организация занятий строится с учетом психологического состояния ребенка, его темперамента, эмоционального фона, базы знаний и психологического вхождения в занятие.




В программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр:

На восприятие формы;

На целенаправленное развитие восприятия цвета;

На восприятие качеств величины;

На количество предметов;

На развитие речи, мышления;

На развитие первоначальных представлений о природе;

Дары Фрёбеля.


Структура программы


Программа состоит из следующих этапов:


I. Предварительный этап


Включает в себя диагностику уровня развития сенсорных процессов. Набор групп для коррекционных занятий.


II. Основной этап

Данный этап предполагает реализацию коррекционных занятий. Программа коррекционных занятий состоит из следующих разделов: 

-развитие крупной и мелкой моторики; 

-тактильно-двигательное восприятие;

-кинестетическое и кинетическое раз¬витие;

-восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;

-развитие зрительного восприятия и зри¬тельной памяти;

-развитие слухового восприятия и слухо¬вой памяти;

-восприятие пространства;

-восприятие времени.


III. Заключительный этап

На данном этапе проводится повторная диагностика, сравнение полученных данных, информирование педагогов и родителей о результатах коррекционно-развивающей работы. 


Ожидаемые результаты

В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию познавательных и сенсорных процессов дети должны научиться:

-ориентироваться на сенсорные эталоны;

-узнавать предметы по заданным признакам;

-сравнивать предметы по внешним признакам;

-классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;

-практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;

-давать полное описание объектов и явлений;

-определять последовательность событий;

-ориентироваться в пространстве;

-целенаправленно выполнять действия по инструкции;

-самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;

-опосредовать свою деятельность речью.





Содержание программы


№ п/п Тема Дата проведения Ответственный

1. «Большая стирка»

сентябрь

Ю.С.Ватулина

2. «Волшебный мешочек»

3. «В мире фигур»

4. «Капризная принцесса»

5. «Королевство кривых зеркал»

октябрь

Ю.С.Ватулина

6. «Туристический автобус»

7. «Почему я не …»

8. «Аптека»

9. «Зеркало»

ноябрь

Ю.С.Ватулина

10. «Подарок для друга»

11. «Гербы и флаги»

12. «Пир на весь мир»

13. «Джунгли»

декабрь

Ю.С.Ватулина


14. «Морские обитатели»

15. «Кормушка для птиц»

16. «Космос»

17. «Аэропорт» январь Ю.С.Ватулина

18. «На лугу»


29 июня 2016 в 14:04

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.