Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад №16 "Петушок"

Годовой отчет педагога-психолога МАДОУ ЦРР д/с № 16 «Петушок» За 2015-2016 учебный год


Целью моей работы в 2016 году являлось развитие интеллектуальных и личностных качеств детей, повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей и самообразование.

Объектом отчета является диагностика, профилактические, коррекционно-развивающие мероприятия.

Направления работы на 2016 учебный год:

• Психодиагностическая работа.

• Развивающая и психокоррекционная работа.

• Консультационная работа.

• Просветительская работа.

• Психопрофилактическая работа.

• Методическая работа.

Психодиагностическая работа

С сентября по май месяц мною было обследовано 68 человек (2 младшая группа, средняя группа, старше-подготовительная группа). По результатам первичного диагностического обследования на психолого-педагогическое сопровождение было зачислено 36 несовершеннолетних, составлены графики коррекционно-развивающих занятий.

В процессе диагностики использовались методы как высокого уровня формализации (тесты, опросники, психофизиологические методы, проективные техники), так и малоформализованные методы (наблюдение, опрос, беседа, анализ продуктов деятельности).  Диагностика проводилась в индивидуальной и групповой форме. При проведении диагностического обследования я использовались такие методические пособия как:«Экспресс диагностика в детском саду. Комплекс материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений», Н.Н. Павлова, А.Г. Руденко; «Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника», А.Н. Веракса и др.

Было проведено 414 диагностических исследований (первичных и повторных).

По результатам психодиагностического обследования были выявлены следующие проблемы:

- низкий уровень развития познавательной сферы (память, внимание, восприятие, мышление) и сенсорно-перцептивных процессов  (цвет, форма, величина) – 36 детей;

- нарушения в эмоциональной сферы (проявление агрессивного поведения, импульсивность, возбудимость, страхи, тревожность, не уверенность в себе, психоэмоциональное напряжение) – 42 детей;

-низкий уровень готовности к школе (мотивационная готовность, интеллектуальная, коммуникативная) – 8детей.

 

Развивающая и психоррекционная работа

Коррекционная работапроводилась по результатам диагностики, по запросам родителей, воспитателей по направлениям:

-  психокоррекция познавательной сферы и сенсорных эталонов;

- психокоррекция эмоционально-волевой сферы;

- психокоррекция интеллектуальной, коммуникативной сферы.

Коррекционно-развивающие мероприятия осуществлялись как в индивидуальной, так и в групповой форме. Длительность занятий составляла 20-30 мин (в зависимости от возрастной категории). Было проведено: индивидуальных занятий – 154, групповых – 186.

Основные методы коррекционных воздействий:

- индивидуальная игровая поддержка (подвижные, познавательные игры, игры с водой, сюжетно-ролевые игры);

- психогимнастика;

- элементы куклотерапии (с проигрыванием истории, сюжет которой является травмирующим для ребенка);

-песочная терапия (развитие тактильных ощущений;

- релаксационные упражнения с использованием сенсорного оборудования (нервно-мышечное расслабление, дыхательные техники);

- игры и упражнения по развитию познавательных и сенсорно-перцептивных функций.

В результате проведенной коррекционно-развивающей работы и по результатам итоговых диагностических исследований можно сделать следующие выводы:

- нормализация эмоционального состояния у 32 детей, у 10детей на прежнем уровне;

- улучшился уровень развития психических познавательных процессов  и сенсорных эталонов у 30 детей, 6детей на прежнем уровне;

- улучшился уровень готовности к школе 7 детей, 1 на прежнем уровне.

Консультационная и просветительская работа

Работа с родителями

Консультационная работа проводилась индивидуально по результатам диагностики.

Основные виды работы:

• индивидуальные консультации.

Работа с педагогами

Были осуществлены следующие формы работы с педагогами:

Индивидуальные консультации:

• консультации с воспитателями по результатам психологических диагностик;

• по запросам педагогов.

Оформлена информационно-просветительская папка для педагогов «Советы психолога», а для родителей информационно-просветительская папка «Страничка психолога».

В результате проделанной работы произошли изменения, а именно: повышение осведомлённости родителей и педагогов в вопросах психического развития дошкольников.

Психопрофилактическая работа

Психопрофилактическая работа направлена на развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей, развитию познавательных способностей у детей, развитию эмоциональной сферы. Работа с детьми проводится в форме тренинговых упражнений, предпочтение отдаётся групповым играм.

Раз в месяц с педагогами я проводила тренинг по профилактике эмоционального напряжения и профессионального выгорания педагогов в дошкольном общеобразовательном учреждении.

Методическая работа

• обработка и анализ полученных результатов;

• подготовка к индивидуально-групповой работе;

• анализ психолого-педагогической литературы;

• заполнение отчетной документации;

• подготовка к консультационной работе с родителями и педагогами;

• подбор методического и игрового материала;

• составление годового отчета.

Мною бы составлены следующие программы:

-«В мире геометрических фигур» - программа, разработана  с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Познавательное развитие» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО); для детей от 4 до 6 лет; 18 занятий;

-«Развиваюсь, играя!» - программа по психокоррекция проявлений тревожности, агрессивности, импульсивности, неуверенности у детей; для детей от 4 до 7 лет; 36 занятий;

-«Чудеса на песке» программа, направленная на  стабилизацию психоэмоционального состояния ребенка, развитие тактильных ощущений; для детей от 4 до 7 лет; 17 занятий;

-«Как жить полной жизнь и не сгореть?» - тренинговая программа по профилактике эмоционального напряжения и профессионального выгорания педагоговв дошкольном общеобразовательном учреждении; 12 занятий.

На международном образовательном портале maam.ru были опубликованы следующие публикации:

1.Описание психолого-педагогической технологии работы педагога-психолога.

2.Конспект НОД «Волшебный мешочек» для детей старшего дошкольного возраста.

3.Авторизованная программа «В мире геометрических фигур» с использованием игрового набора Дары Фрёбеля.

4.Коррекционно-развивающее занятие «Дружные ребята».

5.Занятие «Пир на весь мир с использование игрового набора «Дары Фрёбеля».

6.Тренинговое занятие «Здравствуй, выгорание!».

В рамках темы самообразования посетила форум работников дошкольного образования Кубани «Стратегические векторы развития дошкольного образования Кубани» в городе-курорте Геленджик (14-16 октября 2015 года).

В течение года активно изучала публикации в журналах по психологии, в сети интернет. Особенно интересным и полезным в работе был журнал «Справочник педагога-психолога. Детский сад», «Дошкольная педагогика». Статьи, освещающие вопросы педагогики и психологии в сети Интернет.

Вывод

Анализ работы за год показал,  что наиболее результативной была работа в направлении «психодиагностическое обследование» и «коррекционно-развивающая работа с детьми». Менее эффективной оказалась работа с родителями, из-за их занятости на работе.

 В целом в течение учебного года были задействованы все направления деятельности.  Работу, проведённую мной в течение года, считаю удовлетворительной, имеющей положительную динамику.

 Исходя из данных аналитического отчёта, в следующем учебном году, планирую продолжить отработку навыков групповой коррекционно-развивающей работы, продолжить  разработку индивидуальных рекомендаций, увеличить количество практических мероприятий для педагогов и родителей.

23 мая 2016 в 12:17

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.