Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад №16 "Петушок"
|
Годовой отчет педагога-психолога МАДОУ ЦРР д/с № 16 «Петушок» За 2015-2016 учебный год
Целью моей работы в 2016 году являлось развитие интеллектуальных и личностных качеств детей, повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей и самообразование. Объектом отчета является диагностика, профилактические, коррекционно-развивающие мероприятия. Направления работы на 2016 учебный год: • Психодиагностическая работа. • Развивающая и психокоррекционная работа. • Консультационная работа. • Просветительская работа. • Психопрофилактическая работа. • Методическая работа. Психодиагностическая работа С сентября по май месяц мною было обследовано 68 человек (2 младшая группа, средняя группа, старше-подготовительная группа). По результатам первичного диагностического обследования на психолого-педагогическое сопровождение было зачислено 36 несовершеннолетних, составлены графики коррекционно-развивающих занятий. В процессе диагностики использовались методы как высокого уровня формализации (тесты, опросники, психофизиологические методы, проективные техники), так и малоформализованные методы (наблюдение, опрос, беседа, анализ продуктов деятельности). Диагностика проводилась в индивидуальной и групповой форме. При проведении диагностического обследования я использовались такие методические пособия как:«Экспресс диагностика в детском саду. Комплекс материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений», Н.Н. Павлова, А.Г. Руденко; «Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника», А.Н. Веракса и др. Было проведено 414 диагностических исследований (первичных и повторных). По результатам психодиагностического обследования были выявлены следующие проблемы: - низкий уровень развития познавательной сферы (память, внимание, восприятие, мышление) и сенсорно-перцептивных процессов (цвет, форма, величина) – 36 детей; - нарушения в эмоциональной сферы (проявление агрессивного поведения, импульсивность, возбудимость, страхи, тревожность, не уверенность в себе, психоэмоциональное напряжение) – 42 детей; -низкий уровень готовности к школе (мотивационная готовность, интеллектуальная, коммуникативная) – 8детей.
Развивающая и психоррекционная работа Коррекционная работапроводилась по результатам диагностики, по запросам родителей, воспитателей по направлениям: - психокоррекция познавательной сферы и сенсорных эталонов; - психокоррекция эмоционально-волевой сферы; - психокоррекция интеллектуальной, коммуникативной сферы. Коррекционно-развивающие мероприятия осуществлялись как в индивидуальной, так и в групповой форме. Длительность занятий составляла 20-30 мин (в зависимости от возрастной категории). Было проведено: индивидуальных занятий – 154, групповых – 186. Основные методы коррекционных воздействий: - индивидуальная игровая поддержка (подвижные, познавательные игры, игры с водой, сюжетно-ролевые игры); - психогимнастика; - элементы куклотерапии (с проигрыванием истории, сюжет которой является травмирующим для ребенка); -песочная терапия (развитие тактильных ощущений; - релаксационные упражнения с использованием сенсорного оборудования (нервно-мышечное расслабление, дыхательные техники); - игры и упражнения по развитию познавательных и сенсорно-перцептивных функций. В результате проведенной коррекционно-развивающей работы и по результатам итоговых диагностических исследований можно сделать следующие выводы: - нормализация эмоционального состояния у 32 детей, у 10детей на прежнем уровне; - улучшился уровень развития психических познавательных процессов и сенсорных эталонов у 30 детей, 6детей на прежнем уровне; - улучшился уровень готовности к школе 7 детей, 1 на прежнем уровне. Консультационная и просветительская работа Работа с родителями Консультационная работа проводилась индивидуально по результатам диагностики. Основные виды работы: • индивидуальные консультации. Работа с педагогами Были осуществлены следующие формы работы с педагогами: Индивидуальные консультации: • консультации с воспитателями по результатам психологических диагностик; • по запросам педагогов. Оформлена информационно-просветительская папка для педагогов «Советы психолога», а для родителей информационно-просветительская папка «Страничка психолога». В результате проделанной работы произошли изменения, а именно: повышение осведомлённости родителей и педагогов в вопросах психического развития дошкольников. Психопрофилактическая работа Психопрофилактическая работа направлена на развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей, развитию познавательных способностей у детей, развитию эмоциональной сферы. Работа с детьми проводится в форме тренинговых упражнений, предпочтение отдаётся групповым играм. Раз в месяц с педагогами я проводила тренинг по профилактике эмоционального напряжения и профессионального выгорания педагогов в дошкольном общеобразовательном учреждении. Методическая работа • обработка и анализ полученных результатов; • подготовка к индивидуально-групповой работе; • анализ психолого-педагогической литературы; • заполнение отчетной документации; • подготовка к консультационной работе с родителями и педагогами; • подбор методического и игрового материала; • составление годового отчета. Мною бы составлены следующие программы: -«В мире геометрических фигур» - программа, разработана с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Познавательное развитие» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО); для детей от 4 до 6 лет; 18 занятий; -«Развиваюсь, играя!» - программа по психокоррекция проявлений тревожности, агрессивности, импульсивности, неуверенности у детей; для детей от 4 до 7 лет; 36 занятий; -«Чудеса на песке» программа, направленная на стабилизацию психоэмоционального состояния ребенка, развитие тактильных ощущений; для детей от 4 до 7 лет; 17 занятий; -«Как жить полной жизнь и не сгореть?» - тренинговая программа по профилактике эмоционального напряжения и профессионального выгорания педагоговв дошкольном общеобразовательном учреждении; 12 занятий. На международном образовательном портале maam.ru были опубликованы следующие публикации: 1.Описание психолого-педагогической технологии работы педагога-психолога. 2.Конспект НОД «Волшебный мешочек» для детей старшего дошкольного возраста. 3.Авторизованная программа «В мире геометрических фигур» с использованием игрового набора Дары Фрёбеля. 4.Коррекционно-развивающее занятие «Дружные ребята». 5.Занятие «Пир на весь мир с использование игрового набора «Дары Фрёбеля». 6.Тренинговое занятие «Здравствуй, выгорание!». В рамках темы самообразования посетила форум работников дошкольного образования Кубани «Стратегические векторы развития дошкольного образования Кубани» в городе-курорте Геленджик (14-16 октября 2015 года). В течение года активно изучала публикации в журналах по психологии, в сети интернет. Особенно интересным и полезным в работе был журнал «Справочник педагога-психолога. Детский сад», «Дошкольная педагогика». Статьи, освещающие вопросы педагогики и психологии в сети Интернет. ВыводАнализ работы за год показал, что наиболее результативной была работа в направлении «психодиагностическое обследование» и «коррекционно-развивающая работа с детьми». Менее эффективной оказалась работа с родителями, из-за их занятости на работе. В целом в течение учебного года были задействованы все направления деятельности. Работу, проведённую мной в течение года, считаю удовлетворительной, имеющей положительную динамику. Исходя из данных аналитического отчёта, в следующем учебном году, планирую продолжить отработку навыков групповой коррекционно-развивающей работы, продолжить разработку индивидуальных рекомендаций, увеличить количество практических мероприятий для педагогов и родителей. 23 мая 2016 в 12:17
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.